РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего направления
по реализации АООП
для учащихся 1 – 4 классов
с задержкой психического развития (вариант 7.1)
на 2018-2019 учебный год
педагога-психолога
Джолдугуловой Надии Анварбековны
г. Астрахань
2018/19 год
Пояснительная записка
Для детей с задержкой психического развития, характерна «дефицитарность» предпосылок мышления: памяти, внимания, пространственного гнозиса, темпа и переключаемости психических процессов, замедленность процесса приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки. Значительная часть нарушения школьных навыков, в большинстве случаев, связана с недоразвитием зрительных, слуховых и моторных функций. Дети также испытывают трудности в обучении из-за нарушения эмоциональной регуляции, неустойчивости внимания, утомляемости, импульсивности поведения, несформированности сенсорных представлений.
По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1599 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР, настоящая программа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся с ЗПР. А также на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.
В результате освоения данной программы планируется достижение следующих видов результатов у обучающихся младших школьников с ЗПР (вариант 7.1):
- Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями,необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
× сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);
× принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;
× ценностно-смысловые (умение оценивать поступки в соответствии с нравственно-этическими нормами);
× формирование уважительного отношения к иному мнению;
× развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
× развитие мотивации к творчеству.
- Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовыеучебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:
§ Познавательные:
× познавательная активность (интерес к новым знаниям);
× овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);
× формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.
§ Регулятивные:
× планирование своих действий, умение их контролировать и оценивать;
× умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям;
× овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;
× умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям;
× умение ставить цель и определять пути ее достижения;
× осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
× планировать вместе с учителем и уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий;
× осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами.
§ Коммуникативные:
× овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению;
× умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу;
× готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по заключениям и рекомендациям ПМПК.
Программа состоит 1 класс 33 занятий и для 2-4 классов 34 занятий. Продолжительность занятий 20-45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем.
Содержание.
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие когнитивных функций чередуются с занятиями на развитие эмоционально-личностной сферы. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.
Основная задача психологического развития обучающихся состоит в развитии психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, процессов самоконтроля и саморегуляции.
Основная цель блока программы направленного на работу с «предметными чувствами» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. В силу возрастных особенностей второклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий
В целях отслеживания результатов работы, с обучающейся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающихся».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целяхпреемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Эффективная динамика развития ребенка с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий
Класс.
№ п\п | Направление | Содержание коррекционно-развивающей работы | Дата | Кол-во часов |
1. | Входная диагностика Развитие внимания | - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» | ||
2. | Развитие восприятия | - «Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» | ||
3. | Развитие мышления | - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т.д.» | ||
4. | Развитие памяти | - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), - «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), | ||
5. | Развитие воображения и творческих способностей | - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам». | ||
6. | Развитие тонкой моторики рук | - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. - Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. | ||
7. | Развитие слухового и зрительного восприятия | -Серия сюжетных картинок «Озорной котенок», «Находчивый котенок» -карточки к упражнениям «Что это?», «Меньше - больше» | ||
8. | Развитие внимания | - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны» | ||
9. | Развитие восприятия | - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», | ||
10. | Развитие мышления | - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок. | ||
11. | Развитие воображения и творческих способностей | - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …» | ||
12. | Развитие тонкой моторики рук | - Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. | ||
13. | Развитие восприятия | - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года. | ||
14. | Развитие памяти | - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) | ||
15. | Промежуточная диагностика Развитие логического мышления | упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 | ||
16. | Развитие воображения, связной речиРелакс-пауза | -упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №1 -музыкальное сопровождение «Антистресс» | ||
17. | Развитие восприятия | - «Радужный хоровод», - «Уточним цвет предметов (вариативность)», - «Цветное лото», - «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки» | ||
18. | Развитие памяти | «Восстанови пропущенное слово». «Запомни фигуры». «Вспомни пару». «Запомни нужные слова». «Закончи словосочетания». | ||
19. | Ты любим | Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка. Рисование «Моя семья».Упражнение «Я хороший».Лепка «Солнце». | ||
20. | Наш внутренний мир | Этюд «Зарядка для лица», беседа «Наш внутренний мир», этюд «Слушаем себя», ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели», беседа «Как выпустить пар», упражнение «Воздушный шарик». | ||
21. | Снятие эмоциональной напряженности | Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя». | ||
22. | Самоконтроль | Игра «Жучок», упражнение», «С кем я дружу а с кем нет», ролевое проигрывание ситуации «Шляпа», упражнение «Возьми себя в руки». | ||
23. | Наши эмоции | Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево». | ||
24. | Словарик хороших слов | Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения. Игра «Словарик хороших слов».Игра «Поводырь».Игра «диспетчер». | ||
25. | Остановись и подумай | Упражнение «Боксерская груша», упражнение «Кулачки»,Упражнение «Обойдемся без драки», Беседа «Почему мы деремся», Упражнение «Остановись и подумай», этюд «Я в гневе». | ||
26. | Снятие эмоциональной напряженности | Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя». | ||
27. | Наши эмоции | Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево». | ||
28. | Верь в себя | Развитие положительной самооценки. Формирование у ребенка уверенности в себе. Беседа «Вера в себя».Рисование «Автопортрет».Рассказ «Мой лучший поступок» | ||
29. | Развитие восприятия | - «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», - «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». | ||
30. | «Слушаем себя» | Игра «Гости», «Море волнуется…»,этюд «Слушаем себя», упражнение «Шестое чувство», этюд «Радуга», рисование на тему «мой самый счастливый день». | ||
31. | «Учусь говорить и читать» | Упражнения для развития артикуляционного аппарата. | ||
32. | Добрые дела | Беседа «Наказание и поощрение», упражнение «План моих добрых дел», этюд «куры и петух», этюд «Слушаем себя». | ||
33. | Итоговая диагностика Рефлексия | Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа «Все люди разные», беседа «Как не надо себя вести». |
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий
Класс.
№ | Содержание | Характеристика основных видов внеурочной деятельности | Дата | Кол-во часов |
1. | -развитие наблюдательности -развитие зрительной памяти | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - Игра «Ищи безостоновочно». - Корректурная проба. Проверка ошибок. - Игра «Запомни порядок». - Игра «Карлики-Великаны». 3. Рефлексия занятия. | ||
2. | -развитие концентрации внимания; -развитие устойчивости внимания; -развитие наблюдательности; - развитие памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найти ошибки в алфавите. - Игра «Запомни пары слов». - Корректурная проба. - Закрашивание кружков. - Игра «Заметить все». 3. Рефлексия занятия. | ||
3. | -развитие концентрации внимания; -развитие мелкой моторики; -развитие мышления. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Какой предмет самый большой». -Игра «Найди и продолжи закономерность». - Корректурная проба. - «Найди лишнюю фигуру». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. | ||
4. | -развитие устойчивости и произвольности внимания; -развитие слуховой памяти | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Карлики-Великаны». - Графический диктант. - Игра «Зашифрованные цвета». - Закрашивание кружков. - «Заучивание слов». 3. Рефлексия занятия. | ||
5. | -развитие концентрации внимания; -развитие устойчивости и произвольности внимания; -развитие зрительной памяти; -развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Все наоборот». - Корректурная проба. - Задача «Нарисуй бусинки правильно». - «Срисуй фигуру». - «Запомни фигуры». 3. Рефлексия занятия. | ||
6. | -развитие концентрации внимания; -развитие моторики; | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. | ||
7. | -развитие концентрации внимания; -развитие наблюдательности; -развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Найди игрушку». - Игра «Кто лучше нарисует». - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - «Картинки-нелепицы». 3. Рефлексия занятия. | ||
8. | -развитие произвольного внимания. -развитие слуховой памяти; | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Запомни ритм». - «Графический диктант». - Игра «Повтори». -Упражнение на распределение внимания. - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. | ||
9. | -развитие зрительной памяти; -развитие зрительного внимания; -развитие устойчивости внимания; -развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Что изменилось». - «Нарисуй правильно». - Закрашивание кружков. - «Найди отличия». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. | ||
10. | -развитие слуховой памяти; -развитие концентрации внимания; -развитие зрительного внимания; -развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение «Все помню». - Корректурная проба. - Графический диктант. - «Шифровка». - Лабиринты. 3. Рефлексия занятия. | ||
11. | -развитие переключаемости внимания; -развитие зрительной памяти; -развитие зрительного внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения). - «Трафареты». - «Что изменилось». - «Найди несоответствия на картинке». - «Раскрась вторую часть картинки». 3. Рефлексия занятия. | ||
12. | -развитие концентрации и устойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - Упражнение «Цифровая таблица». - «Шифровка». 3. Рефлексия занятия. | ||
13. | -развитие устойчивости внимания; -развитие мышления; -развитие скорости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Закрашивание кружков. - Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками). - Игра «Птица – не птица». - Графический диктант. - Игра «Летела корова». 3. Рефлексия занятия. | ||
14. | -развитие скорости внимания; -развитие помехоустойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра на внимание «Хлоп – топ». - Корректурная проба. - Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). - Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). - «Срисовать фигуру». 3. Заключение. | ||
15. | -развитие наблюдательности; -развитие устойчивости внимания; -развитие помехоустойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - «Найди отличия». - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки). - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. | ||
16. | -развитие помехоустойчивости внимания; -развитие концентрации внимания; -развитие слуховой памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры). - Игра «Повтори». - Решение арифметических задачек в уме. 3. Рефлексия занятия. | ||
17. | -развитие концентрации и устойчивости внимания. -развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Нанизывание бусинок». - Игра «Пары слов» - Игра «Дотронься до…» - «Продолжи ряд фигур» 3. Рефлексия занятия. | ||
18. | -развитие концентрации внимания; -развитие ассоциативной памяти. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. - Графический диктант. - «Срисуй фигуру» - Упражнение «Пары слов». - Шифровка. - «Найди лишнее» 3.Рефлексия занятия. | ||
19. | -развитие слуховой памяти; -развитие концентрации внимания; -развитие зрительного внимания; -развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Корректурная проба. - Игра «Мозайка» - Игра «Запомни фигуры» - Лабиринты. - «Зашифрованные цвета» 3. Рефлексия занятия. | ||
20. | -развитие скорости переключения внимания; -развитие логического мышления; | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Парные корректурные пробы; - Логические задачи; -Парные шифровки; - Загадки; - «Найди лишнюю фигуру»; 3. Рефлексия занятия. | ||
21. | -развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; -развитие помехоустойчивости внимания. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Упражнение «Хлопни в ладоши»; - Игра «Что изменилось»; - Параллельные корректурные пробы; - «Срисовка»; - Графический диктант. 3. Рефлексия занятия. | ||
22. | -развитие устойчивости и концентрации внимания; -развитие памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Продолжи ряд фигур; - Игра «Хлопни в ладоши»; - «Расшифруй поговорку»; - Закрашивание кружков; - «Прослушай рассказ и ответь на вопросы» | ||
23. | -развитие концентрации внимания; -развитие мышления. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - «Составь рассказ из предложений»; - «Определи чувства человека на картинке»; - Графический диктант; - «Найди лишнее слово»; - «Назови общим словом». 3.Рефлексия занятия. | ||
24. | -развитие скорости переключения внимания; -развитие концентрации внимания; -развитие устойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Упражнение «Докрась вторую половину»; - Упражнение «Числовой квадрат»; - Упражнение «Арифметические задачи в уме»; - Корректурная проба; - Загадки; 3. Рефлексия занятия. | ||
25. | -развитие мелкой моторики рук; -развитие концентрации внимания; | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Упражнение «Перепиши без ошибок»; - Мозайка; - «Срисуй правильно»; - Упражнение «Бусинки»; 3.Рефлексия занятия. | ||
26. | -развитие концентрации и устойчивости внимания; -развитие мелкой моторики; -развитие наблюдательности. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. | ||
27. | -развитие мышления; -развитие наблюдательности; -развитие концентрации и устойчивости внимания. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Корректурная проба. - Упражнение «Тренируем пальчики». - Упражнение «Лабиринты». - Упражнение «Метод словесных ассоциаций» - Упражнение «Дорисуй вторую половину» - Упражнение «Зашифрованный рисунок» - Упражнение «Составь рассказ» - Упражнение «Рассказ по цифрам» - Упражнение «Угадай-ка» 3. Рефлексия занятия. | ||
28. | -развитие концентрации и устойчивости внимания; -развитие мелкой моторики; -развитие воображения. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Игра «Шнуровка»; - Упражнение «Дорисуй вторую половину»; - Упражнение «Срисуй правильно»; - Упражнение «Расшифруй поговорку»; - Игра «Трафареты»; 3. Рефлексия занятия. | ||
29. | -развитие концентрации внимания; -развитие воображения; -развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Игра «Умный коврик»; - Упражение «Срисовка»; - Игра «Мозайка»; - Тест Торренса. 3. Рефлексия занятия. | ||
30. | -развитие концентрации внимания; -развитие мыслительной операции «сравнение» | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Шифровка; - Графический диктант; - Упражнение «Что лишнее»; - Упражнение «Скажи наоборот»; - Загадки; 3. Рефлексия занятия. | ||
31. | -развитие мыслительной операции «классификация» -развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Графический диктант. - Упражнение «Найди общее». - Упражнение «Дай определение» - Упражнение «Найди лишнее» - Упражнение «Раскрась по образцу» 3. Рефлексия занятия. | ||
32. | -развитие мелкой моторики; -развитие воображения. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - «Свободный рисунок». - «Составь рассказ по картинке». - «Придумай название». - Аппликации. 3. Рефлексия занятия. | ||
33. | -развитие умения переключать, распределять внимание. | Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Упражнение 1.«Не собьюсь». Упражнение 2. «Слушай внимательно» Упражнение3.. «Повтори быстро» Упражнение 4. «Графический диктант» | ||
34. | Итоговая диагностика -развитие визуальной и аудиальной памяти. | Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» Упражнение 1 «Послушай и нарисуй» Упражнение 2. «Запомни фигуру» Упражнение 3 «Слушай и исполняй» Рефлексия занятия: «Корзина мнений» |
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий
Класс.
№ | Содержание | Характеристика основных видов внеурочной деятельности | Дата | Кол-во часов |
1. | Входная диагностика «Хорошо много знать!» | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". | ||
2. | «Запоминай, играя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Графический диктант. | ||
3. | Входная диагностика «Думай, анализируя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. | ||
4. | Входная диагностика «Я в мире людей» | Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. | ||
5. | «В гостях у сказки!» | Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления Графический диктант. | ||
6. | «Я – ученик» | Упражнения на развитие мотивации к учению | ||
7. | «Угадай слово!». | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка. | ||
8. | «Развитие самопознания и индивидуальности» | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. | ||
9. | «Найди лишнее…!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Копирование. | ||
10. | Речевые упражнения | Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. | ||
11. | «Ожившая картинка!» | Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
12. | Психо-мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. | ||
13. | «Загадки», пословицы, поговоки | Развитие способности поряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок. | ||
14. | Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания | Упражнения на правильное дыхание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата. | ||
15. | Промежуточная диагностика «Просьба и мое отношение к ней» | Психокоррекционное занятие. Беседа. | ||
16. | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь. | ||
17. | Речевые упражнения | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. | ||
18. | «Учусь слышать и запоминать!» | Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
19. | Работа с текстами. | Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ | ||
20. | Психо – мышечная тренировка | Снятие мышечного иэмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
21. | Интеллектуальный тренинг | Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось». | ||
22. | Повышение скорости чтения | Чтение таблиц слогов. | ||
23. | Занятие с элементами арт – терапии «Мои чувства» | Рисование красками. | ||
24. | «Аналогии» | Развитие аналитическогомышления. | ||
25. | «Я в другой роли» | Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации». | ||
26. | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка. | ||
27. | Развитие произвольной сферы | Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка». | ||
28. | «Знакомство со страной чувств. Страх». | Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. | ||
29. | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. | ||
30. | «Учись, рассуждая!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант. | ||
31. | Расскажи сказку. | Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажны |