Тема ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Мотивация: понятие, структура, классификация
Важные виды вторичной мотивации
3. Подходы к трудовой мотивации
a) Содержательные теории трудовой мотивации
b) Процессуальные теории трудовой мотивации
C) Современные теории трудовой мотивации
Обобщающие выводы
Мотивация: понятие, структура, классификация.
Термином «мотивация» описывается один из базовых психологических феноменов/процесс, который имеет важное значение для понимания и объяснения человеческого поведения вообще и организационного поведения как отдельного индивида, так и групп людей в частности. Сам этот процесс/ феномен нельзя непосредственно наблюдать, и в этом случае он выступает теоретическим конструктом, позволяющим объяснить важные особенности поведения людей. Однако его существование возможно фиксировать благодаря феноменам, которые поддаются наблюдению и познанию, и знание которых позволяет понять влияние и роль этого прочеса в человеческом поведении.
Термин «мотивация» ( лат. motivatio ) латинского происхождения и является производным от другого латинского термина «мотив» motus – движение, физическое (телодвижение), чувственное и душевное (возбуждение, раздражение, ощущение, влечение), а также деятельность мышления. В психологии «мотив» используется в разных значениях: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Как видно из приведенных значений, они с точки зрения психологии воспроизводят значения исходного латинского термина. Исходя из этих значений можно дать следующее определение понятию «мотив». Мотив как психологическая детерминанта поведения человека есть – система внутренних факторов, определяющих динамику, организацию и ориентацию индивидуального и группового поведения человека.
МОТИВАЦИЯ – это внутреннее побуждение к действию (этим она отличается от стимулирования, как внешнего побуждения к действию), обусловливающее заинтересованность субъекта в свершении этого действия. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.
Исходя из этимологии и значения термина «мотив» его структуру Фреди Лютенс описал в терминах «потребность», «побуждение» и «цель/вознаграждение», которые образуют следующую структуру
ПОТРЕБНОСТИ ПОБУЖДЕНИЕ (МОТИВ) ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов.
1. Потребности. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологическое или психологическое равновесие. Например, потребность существует, когда клетки тела лишены пищи и воды, или когда человеку не хватает общества других людей, которые были бы его друзьями или компаньонами. Хотя психологические потребности могут основываться на некоем дефиците, иногда это бывает и не так. Например, биография человека с сильной потребностью достичь успеха может отражать непрерывную цепь достижений.
2. Побуждение. За редким исключением побуждения, или мотивы (оба термина часто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к достижению вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. Например, потребности в пище и воде на уровне мотивов соответствуют голоду и жажде, а потребность в друзьях - мотиву принадлежности.
3. Вознаграждение. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, определяемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение. Поглощение пищи, питье воды и приобретение друзей приведут к восстановлению баланса и уменьшению соответствующих побуждений. В этих примерах обретенные пища, вода и друзья представляют собой вознаграждение.
Первичные мотивы
К настоящему времени нет единой классификации мотивов поведения человека, но есть согласие в том, что некоторые из них являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, такие мотивы называют первичными мотивами, другие являются приобретенными, называемыми вторичными. Такие мотивы называют по-разному — физиологические, биологические, врожденные, или первичные. Использование этих терминов не подразумевает, что группа первичных мотивов имеет некое превосходство вторичными мотивами. Хотя в некоторых теориях мотивации признается приоритет первичных мотивов, существует множество ситуаций, когда вторичные мотивы доминируют над первичными. Типичными являются такие примеры, как обет безбрачия (целибат), который дают священники, и соблюдение поста по религиозным, социальным или политическим причинам. В обоих случаях вторичные, приобретенные, мотивы сильнее врожденных первичных.
Мотивы, относящиеся к первичным, должны отвечать двум условиям: они должны быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого, самыми обычными из известных первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стремление избежать боль, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиологии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потребности. Однако, когда речь идет о вторичных потребностях, ситуация оказывается иной.
Вторичные мотивы
При изучении поведения человека в организации вторичные мотивы представляются более важными, чем мотивы первичные. По мере того как человеческое общество развивается и становится более сложным, первичные мотивы при мотивации поведения уступают дорогу приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бороться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, живущих в экономически развитых странах. Очевидно, ситуация может измениться; например, «бум рождаемости» или «парниковый эффект» могут изменить определенные человеческие потребности. Но на данный момент доминируют все же вторичные мотивы.
Вторичные мотивы тесно связаны с процессами научения. В частности, подкрепление как принцип научения концептуально и практически связан с мотивацией. Такая взаимосвязь очевидна, когда подкрепление делится на две категории — первичные и вторичные — и описывается как вознаграждение. Однако иногда подкрепление рассматривают просто как важный элемент, служащий для повышения мотивации к повторению. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя различные поведенческие понятия могут разделяться с целью анализа и изучения, на самом деле такие понятия, как подкрепление и мотивация, при формировании поведения человека не действуют как отдельные сущности: здесь всегда имеет место эффект взаимодействия.