Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Моей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.
В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем – это были мои ориентиры, почему я провела экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в младшей группе МАДОУ №10 «Колокольчик».
Для реализации данной задачи я работа по следующим принципам дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определился в содержании экологического воспитания и реализовался через знакомство с экосистемным строением среды обитания цветов.
Принцип гуманизации помог, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.
Принцип интеграции заключался в синтезе содержания дошкольного компонента экологического проекта содержанием из разных областей естествознания, гуманитарных наук, а также в интеграции с формами и методами экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, являлся фундаментальной основой организации процесса экологического проекта. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивалось в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в нашей области.
Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного общения с природой (прогулок, наблюдений) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, трудовой деятельностью, праздниками) позволило мне систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление с конкретными примерами растений, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считаю принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развивается наблюдательность, интерес к природе. При уходе за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.
Я ставила своей целью формирование элементарной системы знаний о некоторых существенных особенностях растений как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др., взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Получить нужную информацию можно при системном изучении детей в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Я включила в их посильную для их возраста практическую деятельность – создала условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствовало дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Я обращала внимание детей на красоту природы, учила
наблюдать за состоянием растений. А дети от этого получали удовольствие и замечали красоту жизни.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я отобрала литературный материал для каждого цветка: стихи, загадки.
Я и родители подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.