«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) и с учетом примерной основой образовательной программы основного общего образования (одобрено решением федерального учебно-методического объединения; протокол № 1/15 от 08.04.2015 года), общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводиться 75% учебного времени.
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с базисным учебным планом.
Межпредметные связи:
история - формирование единой системы понятий, структуры общественных связей;
литература – общая ориентация целей на формирование у учеников образа мира через
достижения человеческой культуры;
география – закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий;
биология – представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания
мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
3) наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, на любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
4) стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
5) убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
6) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.
Метапредметные результаты:
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс (выпускник) |
Регулятивные УУД: | ||||
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; |
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; |
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; | составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; | составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; | составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; | составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта); |
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); |
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; |
Познавательные УУД: | ||||
проводить наблюдение под руководством учителя; | проводить наблюдение под руководством учителя; | проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты; | проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты; | проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты; |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; | работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; | работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; | работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; | работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; |
давать определения понятиям. | анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; | анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; | анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; | анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; |
давать определения понятий. | давать определения понятий. | давать определения понятий; | давать определения понятий; | |
Коммуникативные УУД: | ||||
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); |
в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы; | в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы; | правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты; | правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты; | в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точкизрения; |
учиться критично относиться к своему мнению; | правильно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты; | критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; | критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; | критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; |
понимать позицию другого; | критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; | уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; | уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; | уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; |
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; | уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; | оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. | оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. | понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; |
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. | оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. | оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; | ||
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. | ||||
Предметные результаты:
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс (выпускник) |
относительно целостное представление об обществе и человеке; | понимать смысл обществоведческих терминов, понятий; | понимать смысл обществоведческих терминов, понятий; | понимать смысл обществоведческих терминов и понятий, уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности; | понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности; |
знание ряда ключевых базовых понятий; | характеризовать явления общественной жизни; | характеризовать явления общественной жизни; | характеризовать явления общественной жизни | характеризовать явления общественно-политической жизни; |
понимание роли мотивов в деятельности, места ценностей, их значения в жизни человека и общества; | иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; | иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; | иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей; | иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм, понимание их роли, умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; | осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; | сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; |
приверженность гуманистическим, демократическим ценностям, патриотизму, гражданственности; | знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; | осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; | осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества; | знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; |
понимания трудовой деятельности для личности и общества; | понимать значение коммуникации в межличностном общении; | знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; | знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни; | осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества; |
понимания значения коммуникации в межличностном общении; | анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; | понимать значение коммуникации в межличностном общении; | понимать значение коммуникации в межличностном общении; | знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; |
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. | демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; | анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; | знать новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; | понимать значение коммуникации в межличностном общении; |
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов; | демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; | анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; | знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации; | |
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества. | уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов; | демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; | понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию; | |
осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества. | уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов; | уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; | ||
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества. | анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков; | |||
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; | ||||
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов; | ||||
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества; | ||||
оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних. |
Содержание программы.
Модули | Разделы | Количество часов | ||
всего | к/р | Защита проекта | ||
1. Социальная сущность личности (28 ч). | 1.1. Человек в социальном измерении. | |||
1.2. Ближайшее социальное окружение | ||||
2. Современное общество (27 ч). | 2.1. Общество – большой дом для человечества. | |||
2.2. Общество, в котором мы живём. | ||||
3. Социальные нормы (36 ч). | 3.1. Регулирование поведения людей в обществе. | |||
3.2. Основы российского законодательства. | ||||
4. Экономика и социальные отношения (36 ч). | 4.1. Мир экономики. | |||
4.2. Человек в экономических отношениях. | ||||
4.3. Мир социальных отношений. | - | |||
5. Политика. Культура (30 ч). | 5.1. Политическая жизнь общества. | |||
5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни. | ||||
5.3. Человек в меняющемся обществе. | - | - | ||
Вводные уроки | - | |||
Уроки итогового повторения и обобщения | ||||
Итого |
- СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (28 ч)