Тема: Деятельность творческого объединения «Могучая кучка». М.А.Балакирев (1837-1910). Творческий портрет




Год изучения

24.09.2021-01.10.2021

Тема: Деятельность творческого объединения «Могучая кучка». М.А.Балакирев (1837-1910). Творческий портрет

«Могучая кучка» (а также Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.

Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам.Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх.

Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов «Могучей кучки» и близких ей по направлению русских и зарубежных композиторов. Бесплатная музыкальная школа просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. Первоначально целью школы было распространение музыкального образования среди широких кругов населения (студентов, ремесленников, служащих и др.); силами учащихся был организован отличный хор. Некоторые воспитанники Бесплатной музыкальной школы стали профессиональными певцами и музыкантами.

Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским.

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Творческая деятельность «Могучей кучки» — важнейший исторический этап в развитии русского и мирового музыкального искусства.

 

https://youtu.be/ttFSlhIZLuA

 

Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином.

Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры. В доме УлыбышеваМилий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром — сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения — романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой. По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами.

В конце 1850-х годов Балакирев объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов – Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина. Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи был военным инженером, Мусоргский – офицером в отставке, Римский-Корсаков – морским офицером, Бородин – химиком. Это объединение вошло в историю музыки под названием "Могучей кучки", данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.

Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Балакирев организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным "Бесплатную музыкальную школу", которой руководил в 1868-1873 и в 1881-1908 годах. Он также дирижировал концертами школы, а в 1867-1869 годах – концертами Русского музыкального общества.

В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано, романсы.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 

https://vk.com/audios628534747?block=my_playlists&section=all&z=audio_playlist628534747_3

 

Задание: ознакомьтесь с конспектом, прослушайте аудиозаписи, ответьте на вопросы.

 

Вопросы:

1. Перечислите участников музыкального кружка «Могучая кучка», укажите их основные профессии.

2. Кто был организатором кружка?

3. Кто был его идейным вдохновителем и консультантом?

4. После чьего высказывания «Новую русскую музыкальную школу» стали называть «Могучей кучкой»?

5. В чем видели свою цель участники кружка?

6. Почему у представителей «Могучей кучки» не было профессионального музыкального образования?

7. Произведения каких жанров написал Милий Балакирев?

 

Задание до пятницы, 1 октября. Ответы присылайте в сообщения по адресу

ВК: Ирина Александрова

Не забывайте указывать свои фамилию и имя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: