Практическое занятие 13
ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Цели занятия:
1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.
2. Исследование типов темперамента.
Методика исследования типов темперамента
Тест «Формула темперамента» (А. Белова) позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущих конкретному человеку.
Шаг 1. Инструкция
Отметьте знаком «+» в протоколе исследования те качества, приведенные в тексте методики, которые для Вас обычны, повседневны.
Текст методики
Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? |
1) неусидчивы, суетливы; | 1) веселы и жиз-нерадостны; | 1) спокойны и хлад-нокровны; | 1) стеснительны и застенчивы; |
2) невыдержан-ны, вспыльчивы; | 2) энергичны и де-ловиты; | 2) последовательны и обстоятельны; | 2) теряетесь в новой обстановке; |
3) нетерпеливы; | 3) часто не до-водите начатое де-ло до конца; | 3) осторожны и рассудительны; | 3) затрудняетесь установить кон-такт с новыми людьми; |
Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? |
4) резки и прямо-линейны в отно-шениях с людь-ми; | 4) склонны перео-ценивать себя; | 4) умеете ждать; | 4) не верите в свои силы; |
5) решительны и инициативны; | 5) способны быст-ро схватывать но-вое; | 5) молчаливы и не любите попусту болтать; | 5) легко перено-сите одиночество; |
6) упрямы; | 6) неустойчивы в интересах и склонностях; | 6) обладаете спо-койной равномер-ной речью, с ос-тановками, без рез-ко выраженных эмоций, жестику-ляции и мимики; | 6) чувствуете по-давленность и растерянность при неудачах; |
7) находчивы в споре; | 7) легко пережи-ваете неудачи и неприятности; | 7) сдержанны и терпеливы; | 7) склонны ухо-дить в себя; |
8) работаете рыв-ками; | 8) легко приспо-сабливаетесь к разным обстоятельствам; | 8) доводите начатое дело до конца; | 8) быстро утом-ляетесь; |
9) склонны к риску; | 9) с увлечением беретесь за любое новое дело; | 9) не растрачиваете попусту сил; | 9) обладаете ти-хой речью; |
10) незлопамят-ны; | 10) быстро ос-тываете, если дело перестает Вас интересовать; | 10) придерживае-тесь выработанного распорядка дня; | 10) впечатлитель-ны до слезли-вости; |
11) обладаете быстрой, страст-ной со сбивчи-выми интона-циями речью; | 11) быстро вклю-чаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую; | 11) легко сдержи-ваете порывы; | 11) невольно при-спосабливаетесь к характеру собе-седника; |
12) неуравнове-шенны и склон-ны к горячности; | 12) тяготитесь од-нообразием буд-ничной, кропот-ливой работы; | 12) маловосприим-чивы к одобрению и порицанию; | 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и по-рицанию; |
13) агрессивный забияка; | 13) общительны и отзывчивы, не чу-вствуете скован-ности с новыми для Вас людьми; | 13) незлобливы, проявляете снисхо-дительное отно-шение к колкостям в свой адрес; | 13) предъявляете высокие требо-вания к себе и окружающим; |
Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? | Если Вы? |
14) нетерпимы к недостаткам; | 14) выносливы и работоспособны; | 14) постоянны в своих отношениях и интересах; | 14) склонны к подозрительности и мнительности; |
15) обладаете выразительной мимикой; | 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровож-дающейся жеста-ми, выразитель-ной мимикой; | 15) медленно вклю-чаетесь в работу и медленно переклю-чаетесь с одного дела на другое; | 15) болезненно чувствительны и легко ранимы; |
16) способны быстро дейст-вовать и решать; | 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обста-новке; | 16) ровны в отношениях со всеми; | 16) чрезмерно обидчивы; |
17) неустанно стремитесь к новому; | 17) обладаете всегда бодрым настроением; | 17) любите акку-ратность и порядок во всем; | 17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; |
18) обладаете резкими поры-вистыми движе-ниями; | 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; | 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; | 18) малоактивны и робки; |
19) настойчивы в достижении по-ставленной цели; | 19) часто несоб-ранны, проявляете поспешность в решениях; | 19) обладаете вы-держкой; | 19) уступчивы и покорны; |
20) склонны к резким сменам настроения, | 20) склонны иног-да скользить по поверхности, от-влекаться, | 20) несколько мед-лительны, | 20) стремитесь вызвать сочувст-вие и помощь окружающих, |
то Вы, конечно же, холерик | то Вы, конечно же, сангвиник | то Вы, конечно же, флегматик | то Вы, конечно же, меланхолик |
Протокол исследования
Тип темперамента | Х | С | Ф | М |
Количество положительных ответов |
Шаг 2. Обработка результатов
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому типу темперамента.
Если количество положительных ответов по какому-либо типу темперамента находится в интервале от 16 до 20, то у Вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если количество положительных ответов - от 11 до 15, значит, свойства данного темперамента присущи Вам в значительной степени. Если количество положительных ответов – от 6 до 10, то свойства данного темперамента присущи Вам в наименьшей степени.
Затем следует определить формулу темперамента
Ах Ас Аф Ам
Фт = (Х – · 100%) + (С – · 100%) + (Ф – · 100%) + (М – · 100%), (6) |
А А А А
где Фт – формула темперамента;
Х – холерический темперамент;
С – сангвинический темперамент;
Ф – флегматический темперамент;
М – меланхолический темперамент;
Ах – число плюсов в столбце с характеристиками холерика;
Ас – число плюсов в столбце с характеристиками сангвиника;
Аф – число плюсов в столбце с характеристиками флегматика;
Ам – число плюсов в столбце с характеристиками меланхолика;
А – общее число плюсов по всем типам.
В конечном виде формула должна приобрести примерно следующий вид:
Фт = 35 % Х + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М. | (7) |
Это означает, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим, если 30 – 39 %, то свойства данного типа темперамента выражены достаточно ярко, если 20 – 29%, то свойства выражены средне, если 10 – 19 %, то свойства данного типа темперамента выражены незначительно.