Конспект совместного интегрированного занятия
С детьми с ЗПР 5-7 лет и их родителями
Тема «Путешествие в зимний лес»
Цель: актуализация знаний детей по теме «Зима и зимний лес» и вовлечение родителей в образовательный процесс через совместную познавательную и продуктивную деятельность.
Материалы и оборудование: Презентация в Power Point («Лесная поляна»); аудиозапись отрывка музыкального произведения А. Вивальди «Зима»; мешочек с разноцветными кругами, разрезные картинки по теме «Зимующие птицы», изображения зимней одежды для магнитной доски, готовые заготовки, карандаши, ножницы для совместной продуктивной деятельности «Птичка в кормушке».
Предварительная работа: Беседы и рассматривание иллюстраций, фильмов с детьми о зиме, об особенностях жизни животных, птиц и деятельностью человека в зимний период. Наблюдения за явлениями живой и неживой природы в зимний период. Чтение литературы по теме. Слушание музыки А. Вивальди (отрывок Зима). Сотрудничество с родителями.
Предполагаемый результат:
• Развитие интегративных качеств: дети проявляют интерес, активны, эмоционально реагируют, адекватно используют различные средства общения, конструктивно взаимодействуют с детьми и взрослыми, умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.
Ход:
I часть: Организационный момент.
Учитель-дефектолог: Слова приветствия:
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! А также их родители!
Встанем вкруг скорей, поздороваться быстрей.
Любим дружно мы играть,
Не ругаться, не кричать.
Улыбнёмся всем скорей,
Нам здороваться не лень!
Учитель-дефектолог: Я вам сейчас загадаю музыкальную загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что это за музыкальное произведение и о чем оно? (Дети сидят на ковре вместе с родителями и слушают музыкальное произведение А. Вивальди «Зима»).
Слайд 1 (включаем с помощью триггера в правом нижнем углу музыку А. Вивальди «Зима»).
- Скажите, про какое время года написал в этом произведении композитор? (Зима). По характеру музыки, какая бывает зима? (Холодная, снежная, спокойная, метель метет).
- Вот и у нас с вами за окошком, какое время года? (Зима).
Слайд 1 (появление картинки «Зимний лес»- щелчок по слайду).
А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль). Правильно.
Слайд 1 (появление изображения Зимушки- щелчок по слайду).
Зимушка приглашает нас в небольшое путешествие в зимний лес.
Но сначала надо одеться потеплее, в лесу холодно и морозно. Как люди зимой одеваются, выходя на улицу? (Надевают тёплые вещи: шапка, шубы, пуховики, шарфы). Здесь у меня висит одежда, выберите подходящие предметы одежды и обуви, которые мы носим зимой.
Дети на магнитной доске выбирают предметы зимней одежды. А потом вместе с родителями имитируют движения надевания на себя одежды под музыку.
- Мы с вами тепло одеты, теперь не замерзнем. Ждут нас нелёгкие испытания. Готовы? А отправимся мы с вами на волшебном поезде.
Слайд 2. Веселый паровоз (Включаем музыку с помощью переключателя в правом нижнем углу слайда).
Приготовились, отправляемся в путь.
Дети и взрослые под музыку идут друг за другом и выполняют движения за музыкальным руководителем.
Учитель-дефектолог:
Слайд 3. Деревья с кормушками.
- Дети, посмотрите, перед нами на дереве висит кормушка, а на кормушке слышны чьи-то голоса. Послушайте (включаем голоса птиц с помощью переключателей в правом нижнем углу). Звучат голоса птиц и на слайде с изображением кормушки.
- Как вы думаете, чьи голоса слышны? (голоса птиц) Дети, птичьи голоса слышны, а самих птиц не видно. Нам надо отгадать, каких птиц можно встретить зимой. Для этого Зимушка-зима оставила нам чудесный мешочек, в нем разноцветные ягоды для птиц. Я раздам эти ягоды, а вам необходимо на столе найти части с такими же цветными кругами. Из этих частей вы соберете птиц. Аня, я тебе даю красную ягодку, найди на столе все части с красными отметками. (Дети достают цветные круги-ягодки и находят на столе карточки с соответствующей по цвету отметкой. Из выбранных частей собирают изображения птиц).
- Всех птиц собрали. Назовите, каких птиц вы собрали? (Сорока, ворона, воробей) Как их можно вместе назвать? (Зимующие птицы). Правильно, а теперь посмотрите, все эти птицы оказались на нашей кормушке. (Нажимаем на слайд и появляются изображения птиц). Все ли здесь правильно. Может кто-то появился лишний? (На слайде появился петух, детям необходимо объяснить, почему он лишний. Нажимаем на изображение петуха и оно исчезает).
- Отправляемся дальше по лесу, встали друг за другом.
Слайд 4. Веселый паровоз (Включаем музыку аналогично предыдущему).
- Дети впереди лесная поляна. Давайте остановимся. Прислушайтесь, как ветер в лесу играет, снег идет.
Слайд 5. Лесная поляна (звук – ветер в лесу по щелчку).
Учитель-дефектолог: И мы с вами сейчас поиграем с Зимушкой.
Пальчиковая игра:
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, Дети сжимают и разжимают кисти рук.
Из комочков слепим дом. Соединяют кончики пальцев рук в «крышу»,
слегкаразводят ладони в стороны.
Звери будут в доме жить, Хлопают в ладоши.
Веселиться и дружить, Соединяют руки в «рукопожатие».
Вместе домик сторожить. Соединяют руки в «замок».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы снежок слепили. Дети «лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят
одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, «Подбрасывают».
Два – поймаем, «Ловят».
Три – уроним «Роняют».
И … сломаем Топают.
Какие зимние забавы и развлечения вы знаете еще?
Дети вместе с родителями под музыкальное сопровождение имитируют движения (катание на лыжах, катание на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п).
Учитель-дефектолог: Дети, на нашей полянке Зимушка-зима оставила для нас загадки, если мы их разгадаем, то узнаем, кто здесь спрятался.
Слайд 6. Лесная поляна (Нажимаем на слайд – появляются окошки с вопросительными знаками, читаем загадки по порядку, дети отгадывают. Поочередно нажимаем на слайде соответствующее номеру загадки окно и проверяем правильный ответ - появляется отгадка изображение животного).
1. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
2. Угадай-ка, кто такая:
Кошка рыжая, большая,
С кисточками на ушах –
Водится она в лесах.
Только ей не скажешь «брысь»,
Потому что это –... (рысь).
3. Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный...(Лось).
4. Дикий зверь тропой бежит,
Он как хрюкнет, завизжит.
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
5. Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей.
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью...(лисица)
- Молодцы, все загадки отгадали. Кого мы встретили на лесной поляне? (дети перечисляют). Как их можно назвать вместе (дикие животные).
- Ребята, наше с вами путешествие закончилось, все задания Зимушки-Зимы мы выполнили, и настало время возвращаться в детский сад. Наш волшебный паровоз готов к отправлению (дети и родители под музыку идут друг за другом по кругу, останавливаются и встречает их воспитатель).
Воспитатель: - Ребята, вот вы и вернулись в детский сад. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я вам предлагаю вместе с мамами и папами сделать небольшие подделки о сегодняшнем путешествии. Я знаю, что вы встретили зимующих птиц, а чтобы им было легче пережить зиму мы им должны помогать. Как можно им помочь? (Ответы детей). Правильно, можно сделать кормушки. Давайте и мы с вами сделаем кормушки и посадим на них наших птиц.
- Пригласите своих родителей и выбирайте заготовки и необходимые материалы (дети совместно с родителями делают подделку с опорой на алгоритм «Кормушка для птиц» под музыкальное сопровождение А. Вивальди – слайд 8).
- Покажите, что у вас получилось. Теперь эти сувениры можно подарить своим друзьям или унести домой и повесить как украшение.