Функции И, ИЛИ
Функция И принимает значение ИСТИНА в случае, когда истины все логические выражения входящие в нее. Оная является аналогом логического умножения (конъюнкции) в математической логике.
Функция ИЛИ принимает значение истина в случае, когда истинно хотя бы одно логическое выражение. Оная является аналогом логического сложения (дизъюнкции) в математической логике.
Для того, чтобы разобраться с синтаксисом данных функций, воспользуйтесь справкой по этим функциям:
Задание 1
Откройте Файл Лабораторная работа 5. На листе Л 1 при помощи логической функции И определите является ли ученик отличником, при помощи логической функции ИЛИ определить, является ли ученик двоечником.
Отличником является ученик, у которого за каждый экзамен стоит оценка 5.
Двоечником является ученик, у которого есть хотя бы одна двойка.
Вычислить средний балл каждого ученика.
Функция ЕСЛИ
ЕСЛИ — очень интересная функция, позволяющая вывести в ячейку одно значение, если заданное пользователем условие выполняется и другое — если условие не выполняется. Функция имеет три аргумента:
логическое выражение, задающее условие (Лог_выражение);
значение, выводимое в случае выполнения условия (Значение_если_истина);
значение, выводимое в случае невыполнения условия (Значение_если _ложь).
Задание 2
На листе Л 2 в ячейках, выделенных желтым цветом будем вводить значения, а в зеленых ячейках формулы
В ячейке Е4 при помощи функции ЕСЛИ необходимо определить положительным или отрицательным является число в ячейке С4.
Для этого введите любое число в ячейку С4, затем в ячейке Е4 Пишем формулу:
И нажимаем кнопку ОК.
Аналогичным образом определите тепло или холодно в комнате. Комфортная комнатная температура начинается с 20 градусов.
Вложенные друг в друга функции ЕСЛИ
Согласно синтаксису функции ЕСЛИ, возможно только два пути развития событий: когда условие выполняется и когда оно не выполняется, но в жизни все бывает сложнее, вот хотя бы у богатыря, что остановился перед указательным камнем впереди 3 дороги.
В этом случае необходимо рассмотреть случаи: пойдет направо, не пойдет направо. В случае если не пойдет направо может быть два варианта: пойдет налево, не пойдет налево (остался последний вариант: прямо).
Задание 3
В зависимости от того, какое решение примет богатырь в ячейке К17 напишите предсказание в ячейке О17
Аналогичным образом вводя различные числа в ячейки К8 и N8 в ячейке L8 сравните их словами «больше», «меньше», «равно».
На листе Л1 определите стипендии отличникам – 5000 р., двоечникам – 0 р., всем остальным – 2500 р.
Другие вложенные функции
В функцию ЕСЛИ могут быть вложены и другие логические функции, например И и ИЛИ. Это бывает необходимо, когда требуется выполнение всех или хотя бы одного условия для выполнения дальнейших действий.
Задание 4
На листе Л3 дан список учеников. Из этих учеников нужно выбрать людей, которые могут войти в команды по волейболу.
В женскую команду принимаются девушки возрастом от 13 лет и ростом от 165 см.
В мужскую команду принимаются юноши с 14 лет и ростом от 170 см.
Сначала не забудьте вычислить возраст учащихся.
Затем в ячейке F3 введите формулу:
Аналогичным образом определите участников мужской команды.
Функция СЧЁТЕСЛИ
Функция СЧЁТЕСЛИ относится к статистическим функциям.
При помощи функции СЧЁТЕСЛИ можно посчитать количество повторении какого-либо элемента в диапазоне. Например на листе Л1 можно посчитать количество отличников по повторению слова ИСТИНА в диапазоне G5:G39.
Синтаксис функции СЧЁТЕСЛИ:
СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
Для данного примера диапазоном будет G5:G39, а критерием «ИСТИНА».
Задание 5
На листе Л1 вычислить количество отличников и количество двоечников.
На листе задание 3 вычислить количество игроков каждой команды.
Функция СУММЕСЛИ
Функция СУММЕСЛИ используется, если необходимо просуммировать значения диапазона, соответствующие указанному критерию.
Синтаксис функции:
СУММЕСЛИ(диапазон,критерий,[диапазон_суммирования])
Диапазон. Обязательный аргумент. Диапазон ячеек, оцениваемых по критериям. Ячейки в каждом диапазоне должны содержать числа, имена, массивы или ссылки на числа. Пустые ячейки и ячейки, содержащие текстовые значения, пропускаются.
Критерий. Обязательный аргумент. Критерий в форме числа, выражения, ссылки на ячейку, текста или функции, определяющий, какие ячейки необходимо просуммировать. Например, критерий может быть представлен в следующем виде: 32, ">32", B5, "32", "яблоки" или СЕГОДНЯ().
Важно. Все текстовые критерии и критерии с логическими и математическими знаками необходимо заключать в двойные кавычки ("). Если критерием является число, использовать кавычки не требуется.
Диапазон_суммирования. Необязательный аргумент. Ячейки, значения из которых суммируются, если они отличаются от ячеек, указанных в качестве диапазона. Если аргумент диапазон_суммирования опущен, Microsoft Excel суммирует ячейки, указанные в аргументе диапазон (те же ячейки, к которым применяется критерий).
Задание 6
На листе Л4 приведен список сотрудников предприятия. Прежде всего необходимо вычислить возраст и страж работы каждого сотрудника. Для этого необходимо вставить дополнительные столбцы на лист. Выделите столбец ПЕРЕД которым вы хотите добавить новый столбец и на вкладке Главная выберите пункт меню Вставить – Вставить столбцы на лист.
Назначьте премию сотрудникам со стажем работы более 8 лет – 15% от оклада, а всем остальным 7%.
Вычислите общую зарплату каждого сотрудника.
Внизу диапазона вычислите всю сумму выплаченных зарплат.
Далее используя функцию СУММЕСЛИ посчитайте, сумму выплаченную всем мужчинам. В данном случае диапазоном будет являться столбец В (пол), критерием «м», диапазоном суммирования – столбец Всего зарплата.
Вычислите остальные значения используя функции СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ и их сочетание.