Седекия был последним царем Иудейского царства. Вавилонские войска уничтожали города Иудеи. После двухлетней осады (4 Цар 25, 1-3; Иер 39, 1-2; 52, 4, 6) Навуходоносор захватил и уничтожил Иерусалим.
Многомесячная осада прерывалась лишь однажды, когда египетская армия попыталась отбросить вавилонян от Иерусалима (Иер 34, 21; 37, 5, 7, 11), что не смогло спасти ситуацию. Навуходоносор, отступив от Иерусалима, разбил египтян. Как только Навуходоносор отступил от Иерусалима, лжепророки опять стали уверять Седекию, что Навуходоносор не станет более воевать, а сокровища храма вернутся. Иеремия же утверждал, что лжепророки обманывают царя. Хотя большинство поверили Иеремии, от знати и безбожных людей Иеремии пришлось незаслуженно подвергаться насмешкам, как над сумасшедшим, поношениям и пыткам.
Фараон действительно явился на выручку Иерусалима, так что войска Навуходоносора отошли от города при его приближении. Иудеи ликовали, но преждевременно — фараон был разбит[16]. Египтяне двинулись на помощь Иудее, однако, когда Навуходоносор повернул на юг и направился к египетской границе, египтяне отступили. Несмотря на тщетные попытки египетского войска оказать помощь осажденному городу, жители катастрофически терпят нехватку продовольствия[17].
Пророк Иеремия остался в Иерусалиме. Из темницы он советовал народу впустить Навуходоносора в город, чтобы спаслись все. Однако, даже находясь в таком бедственном положении, старейшины, не верили предсказаниям, обвиняли пророка в смущении народа. Когда Навуходоносор шёл на Иерусалим, Иеремия сообщил Седекии, что Бог будет воевать на стороне врагов Иудеи рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодова (Иер 21:5).
Пророк плакал о нечестии своего народа на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей[18].
Во время вторичной осады Иерусалим пал после отчаянной обороны и подвергся всем ужасам наказания за неверность. Свирепствовал голод, жители погибали от метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен[19].
Вавилонянам удалось прорваться через городские стены в столицу Иудеи. Во время раскопок в еврейском квартале Старого города в Иерусалиме был открыт фрагмент стены толщиной 7 м допленного периода; обнаружены фрагменты защитной башни города данного периода[20]. Согласно Библии (4 Цар 25, 9; Иер 52, 13), произошел пожар, уничтоживший Иерусалим.
Мятежников постигло страшное наказание. Храм был разрушен, его сокровища увезены в Вавилонию, Иудейское царство перестало существовать. Тогда же погиб и Ковчег Завета (4 Цар 25, 9-21; Иер 39, 9; 52, 15-27; 2 Пар 36, 18-20). Вавилоняне вывели огромное количество пленных, составившее десятую часть от общего населения страны (4 Цар 25, 4-7, 19-21; Иер 39, 4-7; 52, 5-11). Среди пленников был и Седекия, пытавшийся бежать. Он был схвачен после того, как на его глазах были казнены его сыновья, ослеплен и отправлен в Вавилонию[21].
Итак, Седекию постигло то, что предсказали ему Иеремия и Иезекииль, а именно что он будет взят в плен, отправлен к царю вавилонскому, будет лично говорить с ним. Так предсказал Иеремия (Иер 32, 4); Иезекииль же (Иез 12, 13) предсказал ему, что он будет ослеплен и, будучи приведен в Вавилон, не увидит его.
Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. Вавилоняне методично грабили и разрушали Иерусалим (4 Цар 25. 8-12; Иер 52. 12-16). Археологи обнаруживают следы чудовищных разрушений в соответствующем слое. Только самые беднейшие иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей[22].
Навуходоносор жестоко расправился с Седекией и его вельможами, прочая страна помилована и разделена между беднейшими жителями, не уведенными в плен[23].
Решения Бога исполняются тогда и так, как он предсказывает. Из истории последних иудейских царей возможно уяснить невежество и неверие людей, вследствие чего никто не хотел предвидеть того, что должно было случиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, причина захвата Иерусалима войсками Навуходоносора была, с одной стороны, результатом неправильной политики иудейских царей Иоакима, Иехонии и Седекии и, с другой стороны, карой за богопротивную жизнь.
В период перед вавилонским пленением - Иудея стремилась к независимости от вражеского нашествия. Кроме того, иудеи сопротивлялись той изоляции от влияния язычества, которую создал вокруг них Бог, потому что истинная религия была духовно дискомфортна.
Эти изгнания были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Несчастье произошло вследствие неумения извлекать горького опыта из катастроф, раздоров и личных счетов иудеев.
Неоднократно жителям Иерусалима была еще предоставлена возможность обратиться от своих злых деяний к Живому Богу. Но в этом проблема: если Бог потерян, найти Его человеку уже не под силу. Поэтому основной причиной бедствия является богоотступничество.
Уничтожение религиозного центра иудаизма способствовало переосмыслению в религиозной сфере: пройдя через плен, евреи заметно увеличили мессианские чаяния, значение в жизни Закона, стали развитыми союзнические отношения Бога и народа. Вавилонский плен послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов, так как именно с этого времени начался процесс иудейского рассеяния, имевший важное значение для подготовки языческого мира к христианству. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 1295 с.
- Библейская энциклопедия Брокгауза // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2777 (дата обращения: 03.01.2019).
- Иосиф Флавий Иудейские древности // URL: https://www.rulit.me/books/iudejskie-drevnosti-read-136804-4.html (дата обращения: 02.01.2019).
- Лопухин А.П. Толковая Библия в 12 томах. // URL: https://www.mpda.ru/data/194/629/1234/Isaii.pdf (дата обращения: 03.01.2019).
5. Молчанова М. Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры // URL: https://diletant.media/articles/30332783/ (дата обращения: 02.01.2019).
- Православная энциклопедия // URL: https://www.pravenc.ru/text/293912.html (дата обращения: 08.01.2019).
- Слободской С., прот. Закон Божий // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/107 (дата обращения: 03.01.2019).
- Толкование Библии блаж. Феодорита Кирского // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/ (дата обращения: 08.01.2019).
9. Тураев Б.А. История древнего Востока // URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st012.shtml (дата обращения: 08.01.2019).
10. Электронная еврейская энциклопедия // URL: https://eleven.co.il/jewish-history/first-temple-captivity/13241/ (дата обращения: 08.01.2019).
[1] Слободской С., прот. Закон Божий // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/107 (дата обращения: 03.01.2019).
[2] Лопухин А.П. Толковая Библия в 12 томах. // URL: https://www.mpda.ru/data/194/629/1234/Isaii.pdf (дата обращения: 03.01.2019).
[3] Слободской С., прот. Закон Божий // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/107 (дата обращения: 03.01.2019).
[4] Православная энциклопедия // URL: https://www.pravenc.ru/text/293912.html (дата обращения: 08.01.2019).
[5] Библейская энциклопедия Брокгауза // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2777 (дата обращения: 03.01.2019).
[6] Слободской С., прот. Закон Божий // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/107 (дата обращения: 03.01.2019).
[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности // URL: https://www.rulit.me/books/iudejskie-drevnosti-read-136804-4.html (дата обращения: 02.01.2019).
[8] Электронная еврейская энциклопедия // URL: https://eleven.co.il/jewish-history/first-temple-captivity/13241/ (дата обращения: 08.01.2019).
[9] Иосиф Флавий. Иудейские древности // URL: https://www.rulit.me/books/iudejskie-drevnosti-read-136804-4.html (дата обращения: 02.01.2019).
[10] Молчанова М. Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры // URL: https://diletant.media/articles/30332783/ (дата обращения: 02.01.2019).
[11] Библейская энциклопедия Брокгауза // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2777 (дата обращения: 03.01.2019).
[12] Тураев Б.А. История древнего Востока // URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st012.shtml (дата обращения: 08.01.2019).
[13] Электронная еврейская энциклопедия // URL: https://eleven.co.il/jewish-history/first-temple-captivity/13241/ (дата обращения: 08.01.2019).
[14] Тураев Б.А.. История древнего Востока // URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st012.shtml (дата обращения: 08.01.2019).
[15] Толкование Библии блаж. Феодорита Кирского // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-proroka-ieremiyu/28 (дата обращения: 08.01.2019).
[16] Тураев Б.А.. История древнего Востока // URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st012.shtml (дата обращения: 08.01.2019).
[17] Молчанова М. Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры // URL: https://diletant.media/articles/30332783/ (дата обращения: 02.01.2019).
[18] Иосиф Флавий Иудейские древности // URL: https://www.rulit.me/books/iudejskie-drevnosti-read-136804-4.html (дата обращения: 02.01.2019).
[19] Там же.
[20] Православная энциклопедия // URL: https://www.pravenc.ru/text/293912.html (дата обращения: 08.01.2019).
[21] Электронная еврейская энциклопедия // URL: https://eleven.co.il/jewish-history/first-temple-captivity/13241/ (дата обращения: 08.01.2019).
[22] Слободской С., прот. Закон Божий // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/107 (дата обращения: 03.01.2019).
[23] Тураев Б.А.. История древнего Востока // URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st012.shtml (дата обращения: 08.01.2019).