Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российской Федерации, так как ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Наиболее распространенной формой их устройства остается направление их в интернатные учреждения.
Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но он изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения,трудности вступления в семейную жизнь.
В современных научных исследованиях, как отмечают Абельбейсов В. А.[44], Астоянц М.С.[45], Киселева Л.М. [46]созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.
Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства и семейных отношений составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. Эту тему изучали различные авторы: Беганцова И. С.[47], Попова А.С.[48], Белов В.Г.[49], Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[50]. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.
Психолого-педагогический аспект организации позитивных форм досуговой,педагогической и обучающей деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социально-культурной досуговой деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков.
Цель исследования: изучить мнение о семье и браке у воспитанников и выпускников интернатных учреждений,выявить проблемы, с которыми они бояться столкнуться при создании семьи и воспитании детей,выстроить графики работы со специалистами для преодоления данных проблем.
Задачи исследования:
· Выяснить количество свободного времени на занятие профилактической, психологической, обучающей деятельности со специалистами воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (В будни и выходные дни);
· Определить уровень информированности о мероприятиях, которые проводятся в интернате других досуговых учреждениях, уровень заинтересованности и роль воспитанников и выпускников в них;
· Определить уровень мотивации к позитивным формам досуговой, информационной и обучающей деятельности детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (Что движет подростками, чего они хотят достичь в развитии себя в досуговой деятельности);
· Проанализировать влияние участия в обучающей, информационной и многопрофильной деятельности на повышение стартовых возможностей по окончанию интерната, появление установок на благополучную жизнь и создание семьи.
· Объект исследования: выпускники интернатных учреждений, в возрасте 18-23-ти лет,состоящие на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»
· Предмет исследования: отношение выпускников интернатных учреждений в возрасте 18-23 -ти лет к институту семьи и брака, изучение их матримониальных установок и семейных ценностей (при наличии),опасений и страхов, касающихся семейной жизни. Всего в тестировании приняли участие 19 выпускников. В том числе 12 девушек и 7 юношей.
· Гипотеза исследования: включение воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивную досуговую, обучающую и многопрофильную деятельность способствует повышению их уровня интеграции в обществе, вхождение во взрослую и семейную жизнь.
В связи с небольшим объемом реальной совокупности формирование выборки имела сплошной характер. Основой выборки является список выпускников интернатных учреждений, стоящих на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»
Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие:
—традиционный анализ специальной литературы по теме исследования;
—сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатывались вручную.
Базой исследования является «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям» г. Сыктывкара.