Семинар №1.
«Литературная форма и жанр посланий апостола Павла».
Литература.
Основная
1. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М: Издательство Крутицкого подворья, 2006.
2. Плиний Младший. Письма Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. — 1-е изд. 1950 г.; 2-е изд., перераб. 1982. — 407 с.
3. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Кемеровское книжное издательство, 1986 г.
4. Цицерон Марк Туллий. Письма. М: Наука, 2008.
Дополнительная.
1. Владимир (Сабодан), митр. Киевский. Павел, призванный апостол. К., 1998.
2. Гандри Р. Обзор Нового Завета. СПб.: «Библия для всех», 2001.
3. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по посланиям апостола Павла.
4. Макрей Д. Жизнь и учение апостола Павла. Черкассы: «Коллоквиум», 2009.
Домашнее задание.
1. Прочитайте в книге прот. А. Сорокина параграфы «План посланий в греко-римском мире» и «План посланий ап. Павла» (см. Приложение 1). В чем сходство и каковы различия между посланиями апостола Павла и греко-римскими письмами 1-2 в. по Р.Х.?
2. Просмотрите послания апостола Павла и выделите в них прескрипт, проэмий, основную часть и эсхатоколл.
3. Прочитайте письма Апиона, Цицерона к Гнею Помпею, Сенеки к Луциллию (см. Приложения 2, 3, 4). Сравните прескрипт, проэмий и эсхатоколл, а также содержание основной части в этих письмах с посланиями апостола Павла.
4. Прочитайте главу «Рабы и вольноотпущенники» из книги П. Гиро «Частная и общественная жизнь римлян» (см. Приложение 5).
5. Прочитайте послание к Филимону и письмо Плиния Младшего Сабину (см. Приложение 6) и сравните их содержание. В чем сходство и каковы различия?
План семинара.
I. Формуляр античного письма.
1. Письмо как жанр античной письменности.
2. Виды писем. Различие между письмом и посланием.
3. Структурные элементы античного письма: а) прескрипт;
б) проэмий;
в) основная часть;
г) эсхатоколл.
4. Пример: Письмо Апиона (см. Приложение 2)
II. Литературная форма посланий апостола Павла.
- Послания апостола Павла как особый жанр письменности.
- Основные части посланий апостола Павла: а) открывающая формула;
б) благодарение;
в) догматическая часть;
г) нравственная часть;
д) Заключительная часть (эсхатоколл).
- Сходства и различия между посланиями апостола Павла и античными письмами. Письма Сенеки и Цицерона (см. Приложение 3,4).
III. Структурный анализ посланий апостола Павла.
Послание к Римлянам.
- Прескрипт (Рим. 1:1-7). Возвышенный богословский гимн – основные темы. Значение слов «всем находящимся в Риме». «Благодать и мир» - христианское понимание.
- Проэмий (Рим. 1:8). Его связь с ключевой идеей послания об оправдании верой (см. 1:16-17).
- Догматическая часть послания.
- Нравственная часть послания.
- Заключительная часть. «Четыре эсхатоколла»: 14:26; 15:33; 16:20, 24. Особенность эсхатоколла из послания к Римлянам – длинный список имен, по которому мы можем судить о составе Римской Церкви. Тертий – секретарь.
Первое послание к Коринфянам.
- Прескрипт (1:1-3). Обоснование апостольской миссии св. Павла. Значение упоминания Сосфена. Значение понятий «освященные» и «призванные святые».
- Проэмий (1:4-9). Богословские особенности проэмия и его связь с основной частью послания.
- Основная часть послания: а) богословская; б) этическая.
- Заключительная часть. Приветствия и благословения.
Второе послание к Коринфянам.
- Прескрипт (1:1-2). Обоснование апостольства. Тимофей – спутник и секретарь. Значение термина «святые».
- Проэмий (1:3-7). Утешение в скорбях.
- Основная часть послания: а) переходный период (1:8-2:4);
б) основная часть.
- Эсхатоколл. Наставления, приветствия, пожелание благодати и мира.
Послание к Галатам.
- Прескрипт (1:1-5). Особое обоснование апостольской миссии св. Павла. «Находящиеся со мною» - возможные спутники апостола Павла. Догматический храктер пожелания благодати и мира.
- Проэмий (1:6-7). Особенность проэмия: «удивляюсь» вместо «благодарю».
- Эсхатоколл. Указание на написание послания собственной рукой апостола Павла - вследствие его волнения и особой важности темы послания. Последние наставления. Мир и милость. Благодать.
Послание к Ефесянам.
- Прескрипт (1:1-2).
- Проэмий (1:3-14). Особый богословский характер прескрипта: а) духовные благословения; б) избранничество; в) усыновление; г) благодать; д) искупление; е) премудрость и разумение; ж) тайна воли Божией. Наследничество через Христа и печать Св. Духа.
- Основная часть.
- Эсхатоколл: парллелизм с прескриптом.
Послание к Филиппийцам.
- Прескрипт (1:1-2). Особенность: ап. Павел называет себя не апостолом, а «рабом Иисесу Христа» вместе с Тимофеем.
- Проэмий (1:3-6). Особый личный характер благодарения: «благодарю Бога моего…». Радость. Вопрос о «начавшем доброе дело». Указание на время и место: узы ап. Павла.
- Эсхатоколл. Приветствия. «Кесарев дом». Заключительное благословение.
Послание к Колоссянам.
- Прескрипт (1:1-3).
- Проэмий (1:3-8). Благодарение. Вера, надежда и благовествование. Епафрас.
- Богословская и этическая часть.
- Заключительная часть. а) Место и время: Аристарх – «заключенный». Узы (4:18);
б)Приветствия.Тихик и Онисим. Марк, Иуст, Епафрас. Лука и Димас. Указание для Лаодикийской Церкви – соборный характер послания. Собственноручное приветствие;
в) пожелание благодати.
Послания к Фессалоникийцам.
- Прескрипт (1Фесс. 1:1; 2Фесс. 1:1-2). Спутники ап. Павла. Значение слов «в Боге Отце и Господе Иисусе Христе».
- Проэмий (1Фесс. 1:3-8; 2Фесс. 1:3-5). Благодарение за веру и любовь.
- Основная часть.
- Эсхатоколл. 1Фесс. 5:23-28: Мир и освящение. «Дух, душа и тело». Молитвы и приветствия. «Заклинание» апостола Павла. Пожелание благодати. 2Фесс. 3:16-18: Мир. Собственноручное приветствие. Пожелание благодати.
Пастырские послания.
- Прескрипт (1Тим. 1:1-2; 2Тим. 1:1-2; Тит. 1:1-4). Сокровенно-личный характер вводной части в пастырских посланиях. Особенность прескрипта в послании к Титу: развернутое обоснование апостольства.
- Проэмий (2Тим. 1:3-5). Проэмий имеется только во втором послании к Тимофею.
- Эсхатоколл (1Тим. 6:20-21; 2Тим. 4:19-22; Тит. 3:15). Особенность эсхатоколла из первого послания к Тимофею: «О, Тимофее! Предание сохрани». Эсхатоколл второго послания к Тимофею и послания к Титу: приветствия и пожелание благодати.
IV. Сравнительный анализ послания к Филимону и письма Плиния Младшего его другу Сабину (см. Приложение 6).
- Исторический контекст написания посланий к Филимону и письма Плиния к Сабину. Рабы и вольноотпущенники в Римской империи (см. Приложение 5).
- Прескрипты послания к Филимону и письма Плиния к Сабину. Особый личный характер прескрипта у апостола Павла.
- Проэмии. Отсутствует у Плиния, т.к. его письмо носит светский характер.
- Сходство основных частей.
- Различия: светский характер аргументации Плиния и богословские аргументы апостола Павла.