Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Виды:
· По объёму и длительности хранения информации:
o Сенсорная (не более 1/4 сек – на уровне рецепторов)
o Иконическая (мгновенная, 1-2 секунды, мгновенный зрительный или слуховой образ)
o Кратковременная (запоминание 7 ± 2 элементов информации, не более 30 сек)
o Оперативная (операциональная, на момент выполнения деятельности)
o Долговременная (постоянное хранение)
§ процедурная память (рефлексы, ЗУНы)
§ семантическая (систематизированные символы и их значения)
§ эпизодическая память (целостные события автобиографического характера и связи между ними)
o Генетическая (из поколения в поколение)
· По связи с психическими процессами:
o Восприятие
§ зрительная (эйдетическая) – образная, фотографическая
§ слуховая
§ фонетическая (на речь)
§ музыкальная (абсолютная, относительная)
o Внимание
o Мышление (по способам мышления)
§ наглядно-действенная
§ наглядно-образная
§ словесно-логическая
o Воображение
§ творческая
§ воссоздающая
o Воля
§ произвольная
§ непроизвольная
o Эмоции
Подробнее о некоторых видах:
Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия.
Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц.
Оперативная (промежуточная, буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.
Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Факторы долговременной памяти:
- привычность
- сила эмоциональной окраски
- мотивация, интерес
- контекст запоминания
Научение – относительно стойкое изменение в поведение, возникающее в результате опыта. Научение основывается на запоминании.
Есть пpостые фоpмы научения, котоpые осуществляются непpоизвольно (автоматически) и есть более сложные, связанные с участием мыслительных пpоцессов в обpаботке инфоpмации.
ПРОСТЫЕ ФОРМЫНАУЧЕНИЯ И ИХ НЕЙРОННАЯ ОСНОВА.
Известно три типа простого научения:
1)привыкание, или габитуация,
2)сенситизация и
3)классическое (Павловское) обусловливание.
Простые формы научения не связанны с осознанием изменений в поведении. К этим элементарным формам способно большинство животных, даже те, у которых вместо мозга только нервные ганглии.
Привыкание возникает, когда раздражитель, на который организм первоначально реагировал, начинает действовать так часто, что организм перестает на него отвечать. Сенситизация – это процесс, противоположный привыканию; здесь животное начинает энергично реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Оно воспринимает некий угрожающий или раздражающий сигнал, учится распознавать его как признак опасности и поэтому пытается избегать его.
Привыкание и сенситизация – это простейшие формы научения, при которых организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями и раздражителями. В отличие от этого при классическом обусловливании у животного должна создаваться такая ассоциация.
Изучая пищеварительную систему собак, И.П.Павлов обнаружил, что животные выделяют слюну задолго до получения пищи – при одном только виде одетого в белый халат служителя, который обычно ее приносит. Продолжив эксперименты, Павлов открыл, что звук звонка или вспышка света, предшествующие появлению пищи, тоже могут вызывать у собак слюноотделение.
Таким образом, выработка условного рефлекса происходит тогда, когда стимул, вызывающий в естественных условиях определенную реакцию, несколько раз сочетается с каким-нибудь другим, ранее нейтральным стимулом. После этого нейтральный стимул начинает вызывать такую же реакцию. Для образования условнорефлекторной связи оба раздражителя должны по времени очень близко соседствовать друг с другом, и звук звонка (условный стимул УС) должен предшествовать появлению пищи (безусловного стимула БС). Выделение слюны при виде пищи – это безусловный рефлекс БР, а при звуке звонка – условный рефлекс УР.
Процессы памяти:
1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Когда экспериментаторы предотвращают воздействие внешних стимулов на ту или иную сенсорную систему, то у нейронов этой системы дендриты меньше ветвятся и на них формируется меньше шипиков, а аксоны образуют меньше выходных синапсов. Они во всех отношениях менее развиты, чем нейроны, получавшие нормальную стимуляцию. Таким образом, сенсорный опыт способствует развитию нервной системы.
Жизненный опыт может вызывать в структурах мозга физические изменения, а они в свою очередь могут видоизменять последующее поведение. На опыте человек или животное чему-то научается.