Задания для самостоятельного анализа




115. Во время одной средневековой дискуссии между номиналистами и реалистами в зал была внесена корзина яблок. «Возьмите это единичное, отдельный предмет, - сказал реалист, но так, чтобы он не был общим, не был яблоком!» «А вы, - ответил номиналист, - возьмите яблоко вообще, но так, чтобы оно не было вот этим единичным предметом!». О чем говорит эта ситуация? Найдите из нее выход с помощью диалектической концепции общего и единичного.

116. Нильский крокодил похитил ребенка одной египтянки. Она просит его не есть ребенка, а вернуть его ей. Крокодил отвечает: «Я верну тебе ребенка тогда и только тогда, когда ты отгадаешь, что я с ним сделаю, съем его или не съем? На это египтянка отвечает: «Страшный крокодил, конечно, не отдашь ты мне ребенка, а съешь его». Как должен поступить крокодил, чтобы выполнить свое решение?

117. Один логик попал в плен к дикарям и был заключен в темницу, имеющую два выхода. Вождь дикарей предложил пленнику следующий шанс на спасение: «Один выход ведет на верную смерть, другой – на свободу. Ты можешь выбрать любой. Сделать выбор тебе помогут два моих воина. Они ответят «да» или «нет» на один твой вопрос – любой, какой ты пожелаешь им задать. Но один из моих воинов всегда говорит правду, а другой – всегда лжет». Сообразительный логик после минутного размышления задал всего один вопрос, после чего безошибочно выбрал выход, ведущий на свободу. Что это был за вопрос?

118. В комнате было темно, на столе лежали пять шляп: две белые и три черные. Трое вошли в комнату, каждый в темноте одел какую-то шляпу, очевидно, не зная, какую, и все поочередно вышли. Ни один из них не оглядывался назад. Шли друг за другом, и ни один не видел, какая на нем шляпа. Итак, каждый видел только шляпу впереди идущего, то есть первый не видел никакой шляпы, второй видел шляпу первого, а третий – шляпу второго и первого. При этом шествии первый спрашивает третьего: «Какая на Вас шляпа?» Третий, посмотрев на шляпы первого и второго, отвечает после минутного раздумья: «Не знаю, какая на мне шляпа». Второй, посмотрев на шляпу первого и подумав об ответе третьего, ответил: «не знаю, какая на мне шляпа». Тогда первый, принимая во внимание ответы третьего и второго, а также стараясь представить ход их рассуждений, отвечает: «А я знаю, какая на мне шляпа». Какая шляпа была на первом?

119. Разбирается дело Джонса, Брауна, Смита. Один из них совершил преступление. В процессе расследования каждый из них сделал по два заявления.

Браун: «Я не делал этого. Джонс не делал этого».

Джонс: «Смит сделал это. Браун не делал этого».

Смит: «Я не делал этого. Браун сделал это».

Было установлено далее, что один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий – раз солгал, раз сказал правду. Кто совершил преступление?

120. Один король хотел уволить своего премьер-министра, но не хотел при этом его обидеть. Он вызвал премьер-министра и сказал ему: «У меня в портфеле две записки, на одной написано «останьтесь», на другой – «уходите». Какую из записок Вы вытащите, так и следует Вам поступить. Хитрый премьер-министр догадался, что король хочет от него избавиться и поэтому в обеих записках написано – «уходите». И все же он поступил таким образом, что король вынужден был его оставить, так как премьер выполнил его условие. Как поступил премьер-министр?

121. В начале 20 века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества. Каково ваше отношение к точке зрения Гальтона?

 

 

 

 

Кроссворды

1.

                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
11                                                        
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         

По горизонтали: 4. Определенное место, занимаемое личностью в социальной структуре в соответствии с возрастом, полом и т.д. 6. Как называл Вернадский среду обитания человечества, управляемую научным знанием. 9. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим признакам. 10. Как, применительно к человеческому бытию, понимается определение «интегрированность человеческой жизни, неповторимая сопряженность в ней самых ранних качеств субъективности». 11. Какой немецкий философ выдвинул концепцию, что всякий «подлинный акт человека» изначально двойственен: инстинктивен и духовен. 12. Французский философ, основной труд которого «О духе законов». 15. Как античные философы называли внутренний духовный мир человека. 17. Один из аспектов культуры, отражающий развитие человека в обществе. 19. Один из элементов марксисткой классификации исторического процесса. 21. Что рассматривает философия как неповторимое своеобразие какого–либо явления, включая природные и общественные. 22. Процесс приспособление человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. 24. Самая глубокая субстанция общества. 25. Наиболее развитая историко-культурная общность людей. 26. Деление общества на группы по какому-либо признаку. 27. Степень влияния личности в социальной группе или обществе.

По вертикали: 1. Один из основных элементов социальной структуры общества. 2. Переход людей из одних общественных групп в другие (бывают вертикальные и горизонтальные). 3. Какая характеристика человека вносится как определенная основа целостного образа его жизни детерминирующая как осознанно, так и не осознанно всю линию жизнедеятельности человека. 5. Известный немецкий философ. 7. Разновидность расово-антропологического направления философии. 9. Французский философ XVII в, который утверждал равенство природное духовных способностей, право человека на уничтожение несправедливого общественного устройства. 13. Какой немецкий философ определял философию как «учение об общественно значимых ценностях». 14. Человек, опустившийся на «дно» общественной жизни. 16. Каким понятием описываются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. 18. Философское направление, основоположником которого был Н.Бердяев. 20. Кто ввел понятие «социология». 23. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

 

 

                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       

По горизонтали: 1. Период, герои которого софисты. 5. Он защищал элеатов, впервые ввел и использовал диалектический метод. 7. Термин, означающий «мудрость», стал употребляться в контексте полемики Платона и Аристотеля. 8. Учение Фалеса. 12. Философское воззрение, согласно которому все вещи мира имеют душу. 14. Термин, употребляемый Анаксимандром, означающий нечто, лишенное границ как внешних, так и внутренних. 16. Генеалогия богов. 17. Этот философ заключает: «Все прочие науки более необходимы людям, но не одна из них не превзойдет эту» (метафизику). 19. Слово Божие. 22. Философское направление, объявляющее, истинным познание фактов, полученных в ходе научного эксперимента. 23. Этот термин означает – реализация, совершенность. 24. Первая реальность основа бытия. 26. Для одних это удовольствие и наслаждение, для других почести, богатство, для третьих успех. 29. Наиболее известный среди софистов. Базовое положение его аксиоматично: принцип человека – меры. 31. Философское течение второй половины XIX в., стремившееся возродить ряд принципов философии Канта. 32. Русское философско-идеологическое течение. 33. Философское наука, рассматривающая вселенную как единое целое. 36. Это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели.

По вертикали: 2. Немецкий философ, атеист, подвергший критике христианскую теологию и человеческую систему. 3. Комплекс идей (из истории) употребляемый <Федре>. Это место под небесами, - писал Платон. 4. Анаксимен считал, что первоначало бесконечно, но что это бесконечно? 6. Продемонстрировал, что реальность и бытие не однородны. 7. Впервые попытался определить сущность человека. 9. Метод Сократа, связанный с его открытием сущности человека как «психэ». 10. Разум, мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение. 11. Они подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. 13. Положительное воздействие либо состояние телесного и духовного развития человека. 15. Философ, который говорил, что все течет, все изменяется. 18. Поставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. 20. Его учение состоит из каноники, физики и этики. 21. Крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. 22. Философ, размышлявший о бытие и небытие. 25. Новое понятие человека и его судьбы у Ницше. 26. Свойства воли, а не разума. 27. Немецкий философ, создатель системы объективного идеализма. 28. Греко-римская философская школа. 30. Теория бытия. 34. Создания разума. 35. Крупнейшее и влиятельное течение современной философии. 36. Высшая способность субьекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. 37. Выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. 38. Французский философ, основатель современной европейской философии.

 

 

Ответы на задания

27. Платон. 28. Демокрит. 29. Гераклит. 30. Антисфен. 31. Сковорода. 32. Сметана. 33. Гераклит. 34. Дунс Скотт. 35. Бочка. 36. Бенедикт Спиноза.

53. Это парадокс. Протагор должен получить гонорар только в том случае, если он не должен его получить; Еватл же должен уплатить его только в том случае, если он платить не должен.

90. Некорректно. Здесь противопоставляется случайность причинности. 91. Тренер возводит случайность до уровня необходимости. 100. Выражение некорректно. 105. Конечно, если все запрещено, то запрещено и запрещать.

109. Разум. Атом. Триада. Тропы. Логос. 112. Большой термин (лошадь) взят в заключении в б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: