ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
От красивых образов мы перейдем
к красивым мыслям, от красивых мыслей
к красивой жизни и от красивой жизни
к абсолютной красоте.
Платон
Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.
Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
То, что создает Школа профессиональной хореографии «Батман» - это, в первую очередь, основа классического образования тела, своего рода, художественно - эстетическая прививка. Это возможность реализовать природные особенности девочек, такие, как гибкость и пластичность тела, эстетическая восприимчивость, познавательная и деятельная активность.
Между тем занятия несут достаточную нагрузку на организм ребенка, требуют определенной выносливости, гибкости тела и общего функционального здоровья. Поэтому после вводной диагностики необходима консультация с медицинскими специалистами о возможностях занятий в хореографической студии детей, проявивших интерес к этой деятельности.
Кроме того, в ходе самих занятий упражнения выполняются детьми лишь до момента появления мышечного дискомфорта.
Школа профессиональной хореографии «Батман» является звеном целостной системы приобщения детей к этике, к вечным культурно-нравственным ценностям не только в танце, но и в жизни в целом. Наша школа и есть именно то пространство, которое помогает в реализации хореографических возможностей и интересов детей, обладающих музыкально-двигательными способностями.
Программа разработана для учащихся детского хореографического коллектива «Батман». Срок существования коллектива 1 год. Данная программа является модифицированной и рассчитана на детей, разных по уровню умения и вне зависимости от их природных способностей, не имеющих ограничений на двигательную деятельность в связи с проблемами в состоянии здоровья. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.
Актуальность данной программы заключается в следующем. Согласно ФГОС второго поколения, необходимо не только научить ребенка правильно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, но и привить способность делать правильный выбор, а значит помочь сформировать в себе современную, нравственную, женственную девушку.
Программа «Батман» направлена на усиление эстетического развития современных девочек и девушек и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии и в частности программы «Школа профессиональной хореографии «Батман»».
Кроме того, в условиях же маленького города задачи хореографа усложняются: встает вопрос конкурентоспособности при поездках на конкурсы и фестивали; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:
ü к народному танцу;
ü к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);
ü к современной хореографии, как к виду танца, который позволяет на более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.
Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.
Классический танец – это главная система выразительных средств балетного искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет «классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают также воспитательное воздействие: у учеников вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.
Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства и профессиональной хореографии. Народно-сценический танец знакомит с сокровищницей народного танцевального искусства, учит пользоваться ею и прививает любовь к этому виду танца, а также предполагает большую работу над характером танца. Система тренажа народно-сценического танца построена на методике преподавания И.Моисеева.
Современная хореография – динамичная развивающаяся система, включающая в себя технику джаз-модерн и такие новые направления как contemporary и street dancе. Она создаёт достаточную свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать свой выразительный язык движений. Занятия джаз-модерн танцем способствуют не только физическому развитию детей, но и создают возможность для творческой самореализации личности, так как танец позволяет создавать свою собственную философию, даёт возможность представить свой взгляд на мир. В связи с тем, что в современной хореографии нет достаточно выработанной обучающей программы, то за основу взята методика преподавания известного педагога модерн-джаз танца В.Никитина и информация, полученная на мастер-классах.
Кроме этих основных разделов программа включает в себя такие разделы как: «Ритмика», «Постановочная и индивидуальная работа», «Историко-бытовой танец», «Балетная гимнастика», «Искусство балетмейстера» (по усмотрению педагога), раздел «Уроки теории» - уроки этики, направленные на раскрытие женственности, воспитание нравственности, система творческих заданий на развитие творческой свободы детей - курс актерского мастерства (выбор упражнений по усмотрению педагога). Предпоследний раздел является дополнительными в случае, если класс очень продвинутый и хорошо подготовленный.
Характерными особенностями данной программы являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и методов обучения:
- мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов,
- применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и развития креативности;
- презентации самостоятельных работ учащихся – творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.
Эти особенности определяют новизну программы.
Цель данной программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.
Основными задачами педагогической деятельности данной программы являются:
1. Образовательные:
ü сформировать практические умения и навыки;
ü дать определенные теоретические знания;
ü научить лучше чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
ü научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
2.Воспитательные:
ü воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;
ü создать дружный коллектив;
ü сформировать нравственную культуру;
ü выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;
3. Развивающие:
ü приобщить детей к танцевальному искусству;
ü сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру;
ü развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;
ü сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании;
ü развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;
ü укрепить здоровье и развить физическую выносливость.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 3 лет. Состав коллектива в каждом учебном году, в основном, постоянный, набор детей раз в год свободный, в возрасте от 3 лет. Данная программа состоит из трех отдельных этапов (подпрограмм) с общим сроком реализации 8 лет. Первые два этапа могут быть полностью самостоятельными.
Главные принципы организации обучения детей в Школе профессиональной хореографии «Батман»:
Ø Принцип эмоциональной и художественно-эстетической мотивации (вовлечение детей в хореографическую деятельность происходит на фоне эмоционально ярких впечатлений и художественно-эстетических переживаний от восприятия танцевальных постановок).
Ø Принцип системности (обучение детей элементам танцевальных движений через многократное, последовательно усложняющееся упражнение).
Ø Принцип наглядности (опора в процессе обучения детей выразительности движений на иллюстративные, видео материалы и показ взрослого).
Ø Принцип непрерывности (работа над выразительностью образа в течение всех этапов обучения технике выполнения движений)
Ø Принцип последовательности (от освоения элементов «языка тела» к созданию выразительных образов, и затем к построению целостной танцевальной композиции).
Ø Принцип преемственности (хореографическая деятельность в своем содержании связана с познавательно-речевой, изобразительной и всеми видами музыкальной деятельности).
Ø Принцип оптимальности нагрузки (от разминки для гибкости и пластики тела к обучению элементарным классическим движениям в медленном темпе и без музыки, затем к их закреплению под музыкальное сопровождение, и затем к упражнениям расслабляющего характера).
Ø Принцип безопасности (выполнение детьми движений под контролем взрослого, не допуская мышечного перенапряжения, дискомфорта)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Общественно-значимые результаты: В процессе обучения будет создано творческое содружество детей с преемственностью его участников; повысится престиж коллектива у родителей, общественности, специалистов; будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся в коллективе детей: призовые места в городских, региональных, российских, международных фестивалях и конкурсах минимум по одному в учебный год на каждом уровне.
Личностные результаты: В результате обучения по программе учащиеся будут иметь представление о хореографическом искусстве; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной программы; научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях; приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру; научаться самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).
У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности (будет вестись мониторинг поступаемости в вузы и техникумы учащихся, освоивших полный курс обучения максимального срока реализации программы); сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национольному, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться здоровье и физическая выносливость.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы предполагаются: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года будет проводиться отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные результаты.
Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; постепенность развития природных данных учащихся; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.