Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Поз..ней ос..н..ю иногда быва..т так же, как ранней в..сной: белый сне(г/к) и ч..рная з..мля. Тол..ко в..сной из проталин па́хн..т з..млёй а ос..н..ю — снегом. Ре(д/т)ко проглян..т луч.. со..нца осветит землю. Тогда бол..ш..́е удовольствие доставят уц..левшие лист..я на стар..й иве или маленький цв..ток под н..гой.
Наклоня..ш..ся к г..лубому цв..тку и с уд..влением зам..раеш..(2). Иван один остался от всем извес..ного р..стения иван-да-марья. Иван-да-марья двойной цв..ток. Природа сл..жила его из ф..олетовых листоч..ков и ж..лтого цв..точ..ка. Иван перенёс первый м..ро(з/с)(1) и поменял цвет.(4) Я (не)отв..жу грус..ных гла(з/с) от од..нокого(3) цв..тка. Где же т..перь твоя любимая (М,м)арья
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
(Будьте) добры, диалог, звонишь, начали.
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Грачи и ласточки готовились к отлёту в тёплые края.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки
2) Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала
3) По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем
4) Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Как любит пёс Джек играть с палкой!
2) Принеси-ка ты свою любимую палку!
3) Пусть Джек даст мне свою лапу!
4) Дай верный Джек скорее лапу мне!
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Художник придумывал забавные истории и иллюстрировал их.
2) Художник нарисовал голову кошки с острыми ушками и длинными усами.
3) Поднимается пушистый хвост кошки и выгибается её спина.
4) Любопытная кошка всё время смотрит на работу художника и никуда не уходит.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Задание 9
Какая из певчих птиц, по мнению автора текста, поёт больше всех песен от зари до зари? Запишите ответ.
Текст 2
(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4−6 текста. Запишите ответ.
Текст 2
(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Задание 11
В предложениях 11−13 найдите слово со значением «до завтрака, на голодный, пустой желудок». Выпишите это слово.
Текст 2
(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Задание 12
В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «небрежно» и выпишите его.
Текст 2
(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)