Рабочая программа дисциплины
Логические основы аргументации
Направление подготовки
031600 «Реклама и связи с общественностью»
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Хабаровск
Пояснительная записка к рабочей программе:
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Логические основы аргументации» являются формирование основ логической культуры как системы навыков мышления и коммуникации; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога; получение навыков логично формулировать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; развитие коммуникативной и аналитической компетентностей, гибкости мышления.
Данная дисциплина научит ориентироваться в разных коммуникативно-познавательных ситуациях; эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения, контроля правильности суждений; поможет овладеть навыками составления и логического анализа текстов; чётко представлять структуру изучаемых дисциплин, устанавливать общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках.
«Логические основы аргументации» раскрывают логические основания аргументативного дискурса, акцентируя внимание на практике обоснования утверждений в беседе, дискуссии, полемике. В курсе даётся понятие технологии аргументации и нарабатываются определённые навыки стратегии и тактики аргументации, рассматриваются психологические, риторические, и нравственные аспекты аргументации.
Место дисциплины в структуре ООП
- дисциплина цикла ГСЭ;
-«Логические основы аргументации» является курсом по выбору ГСЭ, формирует методологические основы для освоения общегуманитарных и профессиональных дисциплин, поэтому целесообразно преподавать на 2 курсе (3 семестр).
- дисциплины, для которых изучение данной дисциплины является обязательной – «Философия», профессиональные дисциплины.
3. Структура и содержание модулей дисциплины
3.1.Название, цель и содержание модуля –
Модуль 1.
ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АРГУМЕНТАЦИИ
Цель модуля: Формирование основ логической культуры
Содержание модуля:
Тема 1. Предмет и значение логики
Общая характеристика логики. Возникновение науки логики в Древней Греции. Основные этапы в истории развития логики.
Процесс познания. Роль мышления в процессе познания. Чувственное и рациональное познание. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Специфика законов логики. Основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Метод формализации.
Значение формальной логики для поиска истины. Логическая культура.
Тема 2. Понятие
Понятие как логическая форма мысленного обобщения и выделения предметов. Способы выражения понятий в языке. Роль понятийного аппарата в науке.
Логические характеристики понятия: объем и содержание.
Определение объема и содержания понятий как средство достижения ясности и четкости в познании. Понятие множества, элементы и подмножества. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
Виды понятий как проявление активности субъекта познавательной деятельности. Единичные, общие, пустые; конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные понятия.
Операции ограничения и обобщения понятий. Их роль в процессе познания. Операция определения понятия как раскрытие его содержания. Виды определений: явные и неявные; реальные, номинальные, генетические.
Особенности явного определения через род и видовое отличие, его правила и ошибки. Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, аксиоматические. Приемы, сходные с определением.
Операция деления понятия как логическая основа классификации. Роль классификации в познании. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое. Правила и ошибки деления.
Тема 3. Суждение
Общая характеристика суждения как формы мышления. Языковые способы выражения суждения. Суждение и высказывание.
Простые и сложные суждения, понятие логического союза.
Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. Распределенность терминов в суждении.
Деление суждений по модальности. Типы модальности.
Сложные суждения и их виды. Понятие логической связки, способы выражения логических связок в естественном языке.
Табличное определение логических связок.
Модуль 2.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ
Цель модуля: Логично формулировать и аргументированно отстаивать своё мнение
Содержание модуля:
Тема 4. Умозаключение
Общая характеристика умозаключения, его состав.
Виды умозаключений:
1. Дедуктивные умозаключения. Понятие логического следования как отношения между посылками и заключением.
Простой категорический силлогизм, его структура. Фигура, модус. Правила категорического силлогизма: правила фигур, посылок, терминов. Энтимема и ее восстановление до полного силлогизма.
2. Индуктивные умозаключения. Роль индуктивных умозаключений в научном познании. Ограниченность индукции. Понятие вероятности, причинно-следственной связи. Виды индукции: полная, неполная, популярная, статистическая, научная. Индукция и дедукция как методы познания, их взаимосвязь.
3. Умозаключения по аналогии, их сущность и структура.
Виды аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений, строгая и нестрогая аналогия. Аналогия как логическая основа метода моделирования.