Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж.Мидом, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).
Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набором прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый человек включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отношений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.
Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р.Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблонный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.
Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.
Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценностей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное место занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.
Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) способом получения — одни предписываются, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на личную прибыль и т.д.
Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.
Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором.
Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
Люди в разной степени отождествляют себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально сливаются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает общаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой инденти-фикацией.
Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (связанными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от роли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.
Данный конфликт индивида с группой, обществом или другими индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, например, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал этого нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, иих исполнению придается приоритетное значение.
К СОДЕРЖАНИЮ