ВВЕДЕНИЕ
Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности.
Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанноеустановление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности.
Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:
Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;
Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;
Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;
Ø овладение навыками психологического анализа урока.
Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:
1) выполнение всех заданий в полном объеме;
2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;
3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;
4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;
5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.
Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики(ФИО)_____________
20___г.
Изучение особенностей образа «Я»
Цель: Изучить различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» у двух учащихся старших классов с высокой и низкой успеваемостью.
«Я-концепция» в психологии понимается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими и относится к самому себе. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.п. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-фантастического, Я-должного и т.д. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему. Особый интерес представляет соотношение Я-реального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Так, большие различия между идеальным и реальным Я ведут к печали и депрессии.
По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мире «Я-концепция» стабилизируется, и человек в большей степени начинает полагаться на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в опыте.
В «Я-концепции» можно выделить ядро, к которому относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли, которые оцениваются как субъективно значимые. В качестве таковых могут выступать внешний облик в целом, интеллект, положение в обществе, материальные возможности и т.д. Если человек чувствителен к своей внешности, любое критическое замечание в её адрес может вызвать болезненную реакцию. Если моральное Я находится на периферии, любое взывание к совести не будет услышано.
Человек стремится сохранить стабильность в своих ориентирах. Для этого используется механизм социально-психологической самозащиты, который выражается в избирательном отношении личности к поступающей информации о своём «Я».
Содержание задания. С двумя учащимися класса, различающимися по успеваемости (или дисциплине), проводится исследование различий между их Я-реальным и Я-идеальным» с целью установления связи между уровнем успеваемости и представлениями учащихся о себе. Результаты теста соотносятся с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказываются предположения о возможных причинах проблем школьников, предлагаются варианты оказания помощи.
Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают бланки с утверждениями и просят их заполнить. Исследователь предварительно знакомится с содержанием бланков для того, чтобы помочь ученику их заполнить и обсудить с ним полученные результаты.
Тест различий между Я-идеальным и Я-реальным
Инструкция испытуемому:
Первой задачей является определение того, каким Вы видите себя. Для этого:
1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые Вы считаете наиболее и наименее характерными для себя.
2. Проставьте в первой колонке, обозначенной реальное Я, по 1 баллу пяти максимально присущим Вам сегодня характеристикам.
3. В этой же колонке проставьте по 5 баллов пяти минимально присущим Вам сегодня характеристикам.
4. В этой же колонке проставьте по 2 балла 12 не совсем присущим Вам сегодня характеристикам.
5. В этой же колонке проставьте по 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам.
6. Это позволит Вам избавиться от 16 (оставшихся) не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте им по 3 балла.
7. Проверьте степень Вашей уверенности в вынесенных оценках.
Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя:
8. Полоской бумаги закройте колонку реального Я, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения.
9. Повторите шаги 1–7 в отношении Вашего идеального Я – того, каким бы Вы хотели стать. Поместите Ваши оценки в колонку «идеального Я».
Третьей задачей является определение степени различий между Я-реальным и Я-идеальным:
10. Подсчитайте разницу между количественными выражениями Ваших реальных и идеальных представлений.
11. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем больше разница между Я-реальным и Я-идеальным, тем больше, по всей вероятности, Ваша неудовлетворённость самим собой.
12. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым эта разница составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы максимально не удовлетворены самим собой. Это и есть пути Вашего самосовершенствования.
Реальное Я | Идеальное Я | № п/п | Характеристики |
Я приятный человек | |||
У меня обманчивый внешний вид | |||
Я часто чувствую себя униженным | |||
Я совершенно спокоен и ничто не беспокоит меня | |||
Я трудолюбивый человек | |||
Я интеллигентный человек | |||
Я испытываю чувство безнадёжности | |||
Мне трудно контролировать свою агрессивность | |||
Я самоуверен | |||
Я понимаю себя | |||
Я общительный человек | |||
Я обычно насторожен к тем, кто проявляет большую дружелюбность, чем я ожидаю | |||
Обычно я ощущаю себя ведомым | |||
Я удовлетворён собой | |||
Решения, которые я принимаю, не являются моими | |||
Я напористый | |||
Я враждебный человек | |||
Я инициативен | |||
Я честолюбивый | |||
Я чувствую себя апатичным | |||
Я не доверяю своим эмоциям | |||
Я толерантен | |||
Я рациональный человек | |||
Я уравновешен | |||
Я чувствую себя не разбирающимся в происходящем | |||
Я стараюсь не задумываться над своими проблемами | |||
Я удовлетворён | |||
Я не один такой. Ничто не по мне | |||
Я презираю себя | |||
Я привлекателен | |||
Я не уважаю себя | |||
Я нравлюсь большинству людей, которые знают меня | |||
Я боюсь полного разногласия с людьми | |||
Я прихожу в замешательство | |||
Я неудачник | |||
Самое трудное сражение у меня с самим собой | |||
Обычно я строю доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми | |||
Я с ужасом ожидаю неудачи в отношении всего, к чему стремлюсь | |||
Мне обычно нравятся все люди | |||
Для меня не существует проблемы контроля над собой | |||
Я на самом деле обеспокоен | |||
Я чувствую себя незащищённым | |||
Я защищаю себя, стараясь найти оправдания | |||
Я ответственный человек | |||
Я ненадёжен | |||
У меня тёплые эмоциональные отношения с другими | |||
Я никчемный человек | |||
Причина моих тревог я сам | |||
Я предъявляю строгие требования к себе | |||
У меня не много ценностей и стандартов к себе |