Точка безубыточности (break-evenpoint– BEP) – объем продаж, при котором прибыль предпринимателя равна нулю.
Прибыль – это разница между доходами (TR– totalrevenue) и расходами (TC– totalcost).
Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель помогает определить, сколько продукции надо продать (работ выполнить, услуг оказать), чтобы сработать в ноль. Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута – предприятие несет убытки.
Значение BEP предприятия важно для определения финансовой стабильности компании. Например, если значение BEP растет, это может говорить о проблемах, связанных с получением прибыли. Кроме того, BEP меняется при росте самого предприятия, что обуславливается повышением товарооборота, налаживанием сети продаж, изменениями цен и прочими факторами.
В целом расчет точки безубыточности предприятия дает возможность: определить, следует ли вкладывать в проект деньги, учитывая, что он окупится только при следующем объеме продаж; выявить проблемы на предприятии, связанные с изменением BEP со временем; рассчитать значение изменений объема продаж и цены продукта, то есть, насколько следует изменить объем продаж/производства, если цена товара изменится и наоборот; определить, на какое значение можно понизить выручку, чтобы при этом не оказаться в убытке (в случае, если фактическая выручка больше расчетной).
Как рассчитать точку безубыточности. Перед тем, как найти точку безубыточности, необходимо сначала понять, какие из затрат относятся к постоянным, а какие к переменным, поскольку они являются обязательными компонентами для расчета, причем важно правильно их разделить.
К постоянным относятся: амортизационные отчисления, основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала (с отчислениями), арендная плата и др.
К переменным относятся: основные и дополнительные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата основных рабочих (с отчислениями) и др.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и практически не меняются с течением времени. На изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы:
рост/падение мощности (производительности) предприятия,
открытие/закрытие производственного цеха,
увеличение/снижение арендной платы,
инфляция (обесценивание денег) и др.
Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше сумма переменных затрат.
Важно! Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства! Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными.
Формула расчета. Существую две формулы для расчета точки безубыточности – в натуральном и стоимостном выражении. Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, необходимо использовать следующие показатели:
Постоянные затраты на объем (FC– fixedcost);
Цена единицы товара (услуги, работы) (P– price);
Переменные затраты на единицу продукции (AVC– averagevariablecost).
Рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении можно по следующей формуле:
BEP=FC/(P-AVC)
В данном случае по итогам расчета получится критический объем продаж в натуральном выражении.
Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в денежном выражении, необходимо использовать следующие показатели:
Постоянные затраты (FC – fixed cost);
Выручка (доходы) (TR– totalrevnue) или цена (P — price);
Переменные затраты на объем (VC – variablecost) или переменные затраты на единицу продукции (AVC – average variable cost).
Для начала необходимо рассчитать коэффициент маржинального дохода (долю маржинального дохода в выручке), т.к. этот показатель используется при расчете точки безубыточности в денежном выражении, и маржинальный доход.
Маржинальный доход (MR– marginalrevenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами.
MR=TR-VC
Так как выручка на единицу продукции – это цена (P=TR/Q, где Q– это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции.
MR=P-AVC
Коэффициент маржинального дохода рассчитается по следующей формуле:
КMR=MR/TR или (если MRрассчитывается исходя из цены):
KMR=MR/P
Обе описанные выше формулы для расчета коэффициента маржинального дохода приведут к одному результату. Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывает по следующей формуле:
BEP=FC/KMR
В данном случае по итогам расчета получится критическая сумма выручки, при которой прибыль будет равна нулю.