Используя нормативно – правовые акты , охарактеризуйте общие и специальные принципы (режимы) осуществления внешнеэкономической деятельности




Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п.

Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

 

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:

- национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации".

Федеральный закон от 08.12.03 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» обеспечивает существенное продвижение по пути либерализации внешнеторгового режима России, с одной стороны, а с другой, более активную защиту интересов российских производителей.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» является основным законодательным актом, регулирующим внешнеторговую деятельность в РФ по ряду параметров.

Во-первых, в Федеральном законе дана правовая характеристика внешнеторговой деятельности и определены цели и принципы ее регулирования государством.

Во-вторых, проведено четкое разграничение компетенций федерального центра и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности и одновременно зафиксирована необходимость координации их действий.

В-третьих, дано определение категории «участники внешнеторговой деятельности», которая включает как российских, так и иностранных лиц, и зафиксированы правила ведения ими внешнеторговой деятельности.

В-четвертых, в Федеральном законе изложены основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и перечислены федеральные органы, ответственные за это.

В-пятых, Федеральным законом разрешено введение особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (приграничная торговля, свободные экономические зоны, внешнеторговые бартерные сделки).

В-шестых, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию программы содействия развитию внешнеторговой деятельности, в частности ее информационного и статистического обеспечения.

В-седьмых, Федеральным законом закреплены меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, и предусмотрена защита экономических интересов РФ и российских лиц в области внешнеторговой деятельности.

В-восьмых, Федеральным законом установлена ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим некоторые вопросы внешнеторговой деятельности, которые регулируются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в частности, в нем определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации:

• защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

• равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

•взаимность в отношении другого государства (группы государств);

• обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

• выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

• обеспечение обороны страны и безопасности государства;

• обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности

• единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

По сравнению с прежним Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в новом законе принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности изложены более подробно и на первое место поставлена защита интересов участников внешнеторговой деятельности.

Важнейшим нововведением в новом законе является положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, (ст. 29), и в отношении внешней торговли услугами (ст. 34). Разрешается в зависимости от страны происхождения товаров устанавливать только дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в виде:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: