Вопросы для обсуждения
1. Сущность преемственности детского сада и начальной школы в художественно-творческом развитии детей. Основные направления ее осуществления.
2. Содержание программ художественно-творческого развития ребенка в детском саду и начальной школе (сравнительный анализ).
3. Преемственность методов, приемов и форм организации художественно – творческого развития дошкольников и младших школьников.
- Лопатина Е. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 192 с.//Комментарии к разделам и темам: Раздел 3: Методика развития детского изобразительного творчества. Тема:Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. - С.119-121.
Ответить на вопросы самопроверки
Указания к изучению литературы, учебно-исследовательские задания
1. Изучая указанную литературу, сделать выборочные записи по теме. Выписать определение понятия «преемственность» в работе детского сада и начальной школы.
2. Познакомиться с программой художественно-творческого развития детей дошкольного возраста «Росток» (авт. А.В.Шестакова) (см. п. 4 осн. литер.) и программой художественно-творческого развития детей для 1 класса (авт. Б.М.Неменский) (см. п. 5 осн. литер.), сделать выводы по преемственности их целей, содержания, методов (либо др. программой по-выбору).
3. Найти примеры, подтверждающие наличие преемственности в художественном образовании дошкольников и младших школьников из пособия Т.С. Комаровой, О.Ю. Заряновой и др. (см. п. 3 осн. литер.) (либо др. источников по-выбору)
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ: ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (С.176-178)
1. Предмет методики развития детского изобразительного творчества, задачи курса, связь с другими дисциплинами. Представить словарик эстетических понятий: «эстетическое воспитание», «эстетическая деятельность» и др.
2. Концепции развития детского изобразительного творчества за рубежом (к. 19 в.) и в России (нач. и 50 – 90 гг. 20 в.)
3. Современная концепция дошкольного воспитания о художественно-творческом развитии ребенка.
4. Изобразительное искусство, его специфика, виды и основные выразительные средства (дать характеристику двум видам искусства – на выбор).
5. Роль искусства в жизни общества, его функции.
6. Художественный образ – форма художественного мышления, его особенности и свойства.
7. Художественное восприятие, его особенности.
8. Особенности восприятия дошкольниками разных видов изобразительного искусства (дать характеристику относительно 2-х видов искусства – на выбор студента).
9. Сущность творчества: философский, психологический, педагогический аспекты данного понятия.
10. Детское изобразительное творчество, его особенности.
11. Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели.
12. Условия и пути развития изобразительного творчества дошкольников.
13. Этапы развития творческих способностей к изобразительной деятельности у дошкольников (назвать и охарактеризовать 1 из них).
14. Специфика изобразительной деятельности в дошкольный период детства.
15. Виды изобразительной деятельности, их взаимосвязь (по материалам исследований Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.Лазарь и др.).
16. Сенсорные основы изобразительной деятельности дошкольников. Роль наблюдений в овладении детьми способами изображения. Требования к организации наблюдений.
17. Психолого-физиологические возможности детей в овладении приемами рисования предметов. Методика развития творчества детей в предметном рисовании. (Раскрыть особенности использования отдельных приемов в работе с детьми разного возраста).
18. Обучение детей технике рисования.
19. Методика развития детского творчества в сюжетном рисовании.
20. Характеристика особенностей сюжетного рисования дошкольников. Исследования по проблеме развития детского изотворчества в сюжетном рисовании.
21. Характеристика особенностей предметного рисования в дошкольный период детства. Исследования по проблеме развития детского творчества в предметном рисовании.
22. Характеристика декоративного рисования дошкольников. Исследования по проблеме развития детского творчества в процессе обучения декоративному рисованию.
23. Методика развития детского изобразительного творчества в декоративном рисовании.
24. Особенности лепки дошкольников. Исследования по проблеме развития детского творчества средствами лепки.
25. Психолого – физиологические возможности детей в овладении приемами лепки. Методика развития творчества в процессе обучения детей предметной лепке.
26. Методика развития детского творчества в сюжетной лепке.
27. Методика развития творчества детей в декоративной лепке.
28. Аппликация и ее особенности в дошкольные годы. Исследования по проблеме развития аппликационного творчества детей.
29. Психолого-физиологические возможности детей в овладении приемами вырезывания. Методика обучения детей аппликации и развития их творчества.
30. Особенности конструктивной деятельности дошкольников, ее виды. Перечислить формы организации обучения детей конструктивной деятельности и раскрыть особенности использования трех из них (на выбор).
31. Исследования по проблеме развития детского творчества в процессе обучения конструированию.
32. Методика обучения детей конструированию и развития конструктивного творчества (на примере одного из видов конструирования).
33. Художественный труд, его специфика в дошкольном возрасте. Методика развития детского творчества в процессе художественного труда.
34. Охарактеризовать формы работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства (на примере одного из видов изобразительного искусства: живопись, графика и др.).
35. Классификация методов и приемов развития детского изобразительного творчества. Выделить эффективные приемы развития основных компонентов творчества (самостоятельности, инициативы, активности) в процессе обучения детей изобразительной деятельности.
36. Типы, виды и структура занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками. Формы организации детей на коллективную деятельность в процессе занятий.
37. Самостоятельная изобразительная деятельность детей; ее значение, содержание, формы организации, приемы руководства.
38. Кружковая работа в детском саду, ее значение, задачи, содержательная направленность.
39. Совместная работа педагога и детей. Ее значение, задачи, содержание.
40. Изобразительное искусство как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно – творческой деятельности.
41. Художественно – эстетическая развивающая среда и ребенок.
42. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
43. Преподавание курса «Методики развития детского изобразительного творчества» в педколледже и училище.
44. Представить анализ 2-х программ (общеобразовательная, парциальная – на выбор студента) по вопросу художественно-творческого развития детей средствами изоискусства (цели, задачи, содержание раздела).