При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?
Какую роль играют сложные слова в речи?
5. На этапе формирования новых знаний организуется исследовательская деятельность обучающихся:
Задание 1. Образуйте из двух слов одно: снег падает –__________________
Сам летит - ______________, ходит в море - _______________,
ловит рыбу - __________________.
Сделайте вывод: сложные слова образуются путём сложения _________________
Проанализируйте слова и ответьте на вопрос, как соединяются корни слов: камнепад, бурелом, самовар, водолаз.
Сделайте вывод: к орни слов соединяются при помощи гласных ____________
Задание 2. Ученик не знает, какую соединительную гласную надо писать в сложных словах, помогите разобраться, исправьте ошибки: ВОДЕЛАЗ, КАМНОПАД, ПЕШОХОД.
Подумайте, в каком случае пишется О, а в каком Е. Обратите внимание на выделенную согласную в первом корне: ВОДОЛАЗ, КАМНЕПАД, ПЕШЕХОД
Сделайте вывод: после твердых согласных пишется ___, после мягких и шипящих ___.
Задание 3. Ученик недоумевает, для чего нужны сложные слова? Без них можно прожить. Как вы думаете, ученик прав? Проведём эксперимент.
Учитель предлагает двум ученикам записать на доске (предложения на карточках): Рыболов пришёл на речку и Человек, который ловит рыбу пришёл на речку.
Далее школьники делают вывод, кто написал быстрее, какое предложение нравится больше, лучше звучит, быстрее читается и приходят к заключению, что сложные слова экономят время, позволяют быстрее донести какую-либо мысль и т.д.
6. Закрепление может быть организовано следующим образом:
Учитель демонстрирует картинку самосвала и спрашивает: «Что это такое?»
У детей необходимо поинтересоваться, а какое это слово? Дети отвечают, что это слово сложное. Затем учитель предлагает распределить слова из упражнения учебника или с карточки по двум самосвалам, выделив в словах корни и подчеркнув соединительную гласную.
7. Подведение итогов урока организуется при помощи теста:
Подчеркни правильный ответ: что такое сложные слова?
1. Все непонятные слова.
2. Все длинные слова.
3. Слова, в которых два корня.
Какие соединительные гласные чаще всего бывают в сложных словах?
А, о
О, е
Е, я
Вставь пропущенные буквы: Сам…кат, рыб…лов, птиц…лов, камн…пад
Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по эталону (на доске или слайде)
1. Слова, в которых два корня. |
2. о, е |
3. Самокат, рыболов, птицелов, камнепад |
Физминутка «Помоги найти пару» Обучающимся предлагаются разрезанные части слов, которые они должны соединить.
САМО КАТ |
ВЕРТО ЛЁТ |
ГОЛО ЛЁД |
СНЕГО ПАД |
РЫБО ЛОВ |
ПЧЕЛО ВОД |
МОРЕ ХОД |
ПЫЛЕ СОС |
ПУЛЕ МЁТ |
Гимнастика для глаз: дети по показу повторяют движения:
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза. (широко раскрывают глаза)
Влево-вправо, вниз-вперёд. (выполняют движения глазами )
Ну совсем как вертолёт.
Какое сложное слово вы услышали?
В конце урока учитель обращается к ученикам: «Какую тайну скрывают слова, которые вы услышали в начале урока? Дети отвечают, что это сложные слова.
Приложение
Путевой лист
Фамилия, имя _______________________________________
Тема урока __________________________________________
1. Игра «Специалисты» - Корень – это часть речи. - Верно ли, что слова носик и носит однокоренные? - Корни в родственных словах пишутся по-разному. - Окончание служит для связи слов. - Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Приставка – это часть слова, которая стоит перед окончанием. | оценка |
2. Ученикам надо было выделить корни в словах море, морской, моряк, мореход.Ответы получились разные. Выделите корни в словах. | |
3. Чтобы узнать, как называются такие слова, решите буквенный пример СЛОВА-ВА+Ж+НЫЕ = | |
4. Сформулируйте задачи урока, опираясь на слова-подсказки: | |
5. ИССЛЕДОВАНИЕ Образуйте из двух слов одно снег падает –__________________ Сам летит - ______________, ходит в море - _______________, ловит рыбу - __________________ Сделайте вывод: Сложные слова образуются путём сложения ___________________ | |
Проанализируйте слова и ответьте на вопрос, как соединяются корни слов: камнепад, бурелом, самовар, водолаз. Сделайте вывод: Корни слов соединяются при помощи гласных ____________. |
Ученик не знает, какую соединительную гласную надо писать в сложных словах, помогите разобраться, проанализировав слова. Обратите внимание на выделенную согласную в первом корне: ВОДОЛАЗ, КАМНЕПАД, ПЕШЕХОД Сделайте вывод: После твердых согласных пишется ___, после мягких и шипящих ___. | |
Ученик недоумевает, для чего нужны сложные слова? Без них можно прожить. Как вы думаете, ученик прав? Проведём эксперимент. Запишите предложения: |