Роль СЭЗ в экономике Китая




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГ БОУ ВПО «Ивановский Государственный Университет»

Экономический факультет

 

Кафедра экономической теории

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономическая компаративистика»

на тему:

«Роль свободных экономических зон в развитии Китая»

 

Выполнила:

Студентка ОДО 1 курса магистратуры

направления «Экономика»

профиля «Финансы и кредит»

Грушина Наталья Александровна

 

Проверила:

д.э.н., профессор Иродова Е.Е.

 

 

Иваново – 2015

 

В 70-е годы 20 века в Китае начали проводиться реформы по открытию экономики страны. Одним из элементов этих реформ стало создание специальных (свободных) экономических зон.

Сейчас в КНР действует 6 свободных (специальных) экономических зон.

В мае 1980 г. в Китае были созданы первые свободные зоны («специальные экономические зоны»): Шэньчжэнь (граничит на юге с Гонконгом), Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, то перед ними были поставлены задачи выступать в качестве «окна» во внешний мир для привлечения зарубежных капиталов и технологий, а также в качестве «передового отряда» и «полигона» экономических реформ. Немаловажной была и политико–экономическая функция зон как инструментов реинтеграции в основной китайский массив отторгнутых территорий Гонконга, Макао и Тайваня. Сам характер тех проблем, которые призваны были решать зоны, делал необходимым осуществление в них политики специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и др.) для стимулирования инвестиций, происходивших из-за рубежа или из внешних китайских анклавов.

В 1988 г. пятой, крупнейшей в Китае, «специальной экономической зоной» был объявлен о. Хайнань территорией в 34 тыс. кв. км. В 1990 г. была создана «новая зона» Пудун в восточной части Шанхая.

Система управления особыми экономическими зонами КНР

Несмотря на большой опыт развития особых экономических зон, в Китае до сих пор нет единого законодательного акта, регламентирующего их деятельность. Решения о создании отдельных зон принимались и принимаются Госсоветом КНР. Конкретные положения о зонах утверждаются Народными Собраниями соответствующих провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Общая координация деятельности и развития зон возложена на специальную межведомственную комиссию, которую возглавляет представитель Госсовета КНР в ранге вице-премьера. В состав комиссии входят представители Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства земельных ресурсов, Главного таможенного управления, Управления валютного контроля, а также силовых ведомств. Секретариат комиссии входит в состав Министерства коммерции КНР.

Преференции СЭЗ в Китае

Согласно льготному режиму, действующему на территории СЭЗ, администрации зон в лице Управляющих комитетов пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. При этом они отвечают за свои обязательства собственными средствами.

Установленный лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии.

В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон - 33%).

В отношении «новых» резидентов, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января2008 г. была введена единая для всех предприятий КНР ставка налога на прибыль в размере 25%. Для резидентов, которые ранее пользовались льготной ставкой налога на прибыль в размере 24% (резиденты зон приграничного сотрудничества, «открытых» приморских городов), ставка указанного налога с 2008 г. была увеличена до 25%.

В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии.

Налог на хозяйственную деятельность, потребительский налог (акциз), личный подоходный налог и другие виды налогов, существующие в КНР, в СЭЗ уплачивается по тем же ставкам, что и на остальной территории страны.

По решению местных администраций экспортно-ориентированным или высокотехнологичным предприятиям могут также предоставляться льготы неналогового характера, например, в виде сокращения или полного освобождения от платежей за использование земли, воды, электричества, газа, интернета, аренду помещений и др.

Максимальные сроки аренды земельных участков для резидентов СЭЗ составляют:

- для строительства жилья - 70 лет;

- для промышленного использования, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта - 50 лет;

- для объектов торговли, туризма, развлечений - 40 лет;

- для комплексного использования - 50 лет.

Право аренды предоставляется после уплаты рыночной стоимости участка, налог за аренду земли не взимается. По истечении срока контракт аренды может продлеваться на ежегодной основе за дополнительную плату.

Резиденты СЭЗ имеют право приобретать недвижимость в собственность. Налог на недвижимость оплачивается в размере 1,2% от ее стоимости, при аренде – 12% от стоимости аренды.

При реализации продукции на китайском рынке резиденты СЭЗ, в том числе предприятия с иностранным капиталом, могут действовать самостоятельно или через посреднические государственные компании. Устанавливая цены на свою продукцию, резиденты СЭЗ обязаны учитывать рекомендации местных ведомств, контролирующих цены. Цены на продукцию должны соответствовать ценам на аналогичные товары других предприятий КНР. [1]

Роль СЭЗ в экономике Китая

В настоящее время СЭЗ продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. Доля свободных экономических зон в экономике КНР в 2013 году составила более 16%. В 2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%).

Таблица 1

Внешняя торговля СЭЗ КНР в 2013 г., млрд. долл. [2]

СЭЗ Стоимость (млн.долл.) Прирост (%)
Товарооб. Экспорт Импорт Товарооб. Экспорт Импорт
Шэньчжэнь 537,36 305,72 231,64 15,1 12.7 18,5
Сямэнь 84,09 52.35 31,74 12,9 15,3 18,5
Чжухай 54,17 26,60 27,56 18,6 23,0 14,6
Шаньтоу 9,23 6,60 2,63 4,9 7,1 -0,3
Хайнань 14,98 3,71 11,27 4,6 18,2 0,8
Всего 699,83 394,98 304,85 14,7 13,6 16,2

 

Рассмотрим Шеньчжень – самую крупную СЭЗ Китая.

Шеньчжень

Шэньчжэнь – город на юге Китая. Граничит с Гонконгом. Фактически был основан в 1979 году. Население города превышает 10 млн. человек. Сегодня Шэньчжэнь является одним из наиболее динамично развивающихся городов Китая, четвёртым из числа наиболее конкурентоспособных городов страны, крупнейшим среди китайских городов по объёму экспорта и служит своеобразными воротами для привлечения инвестиций, новых технологий и культуры ведения бизнеса.

С созданием свободной экономическом зоны Шэньчжэнь стал местом притяжения как для транснациональных корпораций, разворачивавших в Китае ориентированные на экспорт производства. Особенно привлекательным Шэньчжэнь оказался для бизнесменов из соседнего Гонконга, привлеченных в город доступными ценами на землю и дешевизной рабочей силы.

ВВП Шэньчжэня в 2010 году достиг 951 млрд юаней (2,3% ВВП КНР), а в 2013 году превысил 1,45 триллионов юаней (2,5% ВВП КНР), т.е. вырос в 1,5 раза за 3 года (в то время как экономика КНР за этот период выросла в 1,4 раза).[3]

Главными локомотивами экономики Шэньчжэня являются высокотехнологическая промышленность, логистика и финансовые услуги.

Внешняя торговля играет ключевую роль в экономике Шэньчжэня, ориентированной, прежде всего, на внешние рынки. В 2013 г. её оборот составил 537 млрд долларов, в том числе экспорт — более 305 млрд долларов (почти 13 % от общекитайского экспорта), импорт — более 231 млрд долларов. В 2013 году прямые иностранные инвестиции в экономику Шэньчжэня достигли почти 5,37 млрд долларов (4,3 млрд. долларов в 2010 году), т.е. 4,3% всех прямых инвестиций в экономику Китая, в том числе из Гонконга — около 4,18 (3,1 в 2010 г.) млрд долларов, из США — 890 млн долларов.

191 из 500 ведущих корпораций мира имеют в Шэньчжэне свои офисы и филиалы (в 2013 году), причем их количество ежегодно увеличивается.[4] Например, Huawei, сети ресторанов KFC, McDonald’s, Pizza Hut и Starbucks, исследовательский центр IBM, химический завод DuPont, завод электроники Hewlett-Packard, завод прохладительных напитков PepsiCo, филиал Citibank, газовый терминал BP, сеть гипермаркетов IKEA, завод электроники Samsung, заводы электротехники Daikin, Ricoh, Hitachi, Sanyo, Seiko Epson, Fuji Xerox.

Сямень и Чжухай были созданы как свободные экономические зоны для развития экономических отношений с Макао и Тайванем. Основа их экономики – развитие промышленности и сферы услуг.

Несколько другим путем пошло развитие провинции Хайнань.

Провинция Хайнань - это «свободная экономическая зона туристическо-рекреационного типа» – с развитой индустрией досуга, пляжами, курортами, гостиницами. Прежде Хайнань была одной из самых отсталых провинций Китая, а теперь – один из наиболее фешенебельных курортов Восточной Азии, который называют даже «китайскими Гавайями».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: