Классный час для учащихся 11 класса МБОУ «Научненская СОШ»
«Без добродетели нет ни славы, ни чести.
Ко дню рождения Александра Васильевича Суворова»
Классный руководитель Журавель Е.В.
Цели:
Способствовать развитию интереса к военной истории России, личности Суворова.
Углубить знания о военной истории России и личности А.В. Суворова, привить интерес к изучению истории и героического наследия страны;
Развивать познавательные способности, расширять кругозор учащихся;
Развивать речь, внимательность, творческие способности;
Развивать умение работать с историческими документами, анализировать, делать выводы и обобщения;
Воспитывать чувство гордости за Родину и чувство сопричастности к её судьбе, за героев страны, за своих предков;
Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
вызвать чувство восхищения и гордости подвигами простого человека;
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Эпиграф:
О радость! - Муза! дай мне лиру,
Да вновь Суворова пою!
Как слышан гром за громом миру,
Да слышит всяк так песнь мою!..
Идет в веселии геройском
И тихим манием руки,
Повелевает сильным войском,
Сзывает вкруг себя полки.
Г.Р. Державин
На сцене мальчик в костюме 18 века (камзол и короткие панталоны) читает толстую старинную книгу.
Мальчик (читает вслух из книги): Воины Ганнибала, утомленные непрестанными стычками с галлами, роптали. Они боялись предстоящего перевала через Альпийские горы. Великий страх овладевал их сердцами, ибо их пугали рассказы, что те горы достигают самого неба.
Ганнибал обратил к воинам речь, чтобы их успокоить. Он сравнил Альпы с пройденными уже и оставшимися позади Пиренеями.
Хотя бы Альпы и превосходили вышиной Пиренейские горы, однако нет подлинно земли, прикасающейся к небу и непроходимой человеческому роду.
Речь вождя окрылила войско.
Армия Ганнибала вступила в горы.
Мальчик (заложив книгу пальцем, повторяет): Речь вождя окрылила войско. Армия Ганнибала вступила в горы… Армия, военные… Сверстники мои в двенадцать лет уже капралы – а я… Батюшка меня даже в полк не записали! А матушка говорят, что я хилый, хлипкий и застенчив, как девочка! Так нет же! Все едино стану военным!
Сенная девушка: Батюшка-барин! Александр Васильевич! Матушка ваша, Авдотья Федосеевна, просит вас к завтраку!
Мальчик: Нет уж, Настенька! Я сперва на Шермаке покатаюсь! Что, Мироныч взнуздал его уже?
Сенная девушка: Да как же это, батюшка-барин! Ведь дождь на улице – куда ж вы под дождем-то!
Мальчик (сбрасывая камзол): И что, как дождь? Великий Ганнибал на дождь не глядел, когда Альпы переходил! (берет хлыстик и выбегает из комнаты)
Сенная девушка (подбирая брошенный камзол): Александр Васильич, свет мой! Что ж я матушке вашей скажу?!
На сцену выходят ведущие.
1 ведущий: Стоял август тысяча семьсот сорок второго года.
2 ведущий: И именно этот август стал судьбоносным в жизни двенадцатилетнего мальчика по имени Александр, любимца матушки, страстно мечтающего стать военным.
1 ведущий: Именно в это время в усадьбу родителей мальчика прибыл старинный друг его отца – Ганнибал.
2 ведущий: Какой это Ганнибал? О котором читал мальчик Александр в книге? Он же умер почти две тысячи лет назад!
1 ведущий: Абрам Петрович Ганнибал – старинный друг и соратник отца мальчика, который и посоветовал записать мальчика в полк. А полк мальчик выбрал сам – Семеновский.
2 ведущий: Кто же этот мальчик, чьей судьбой занимался сам знаменитый крестник царя Петра Первого – Абрам Петрович Ганнибал?
1 ведущий: Этот мальчик по имени Саша – Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, чей 290 день рождения мы праздновали 24 ноября.
2 ведущий: Будущий непобедимый полководец и кавалер всех отечественных орденов появился на свет 24 ноября 1730 года в Москве в дворянской семье. Он стал единственным сыном генерала русской армии Василия Суворова, имевшего шведские корни, служившего в тайной канцелярии, бывшего крестником самого Петра Первого.
1 ведущий: Его мать, Евдокия или Авдотья до замужества Манукова, имела предположительно армянское происхождение и принадлежала к старинному аристократическому роду. Ее отец возглавлял одно из высших учреждений своего времени по делам землевладения – Вотчинную коллегию.
2 ведущий: Названный родителями в честь Александра Невского, сын рос болезненным ребенком, спокойным и серьезным.Все дни он проводил в дедовской библиотеке, где читал книги по военному делу.
Решив стать солдатом, в дождь и слякоть бежал из дому, чтобы промокнуть…другой игры и забавы у него не было, как только купаться, хотя бы и в заморозки, лазить по деревьям, по рвам, по ямам, стрелять в цель. Когда поймает хоть мужичью лошадь — скачет без седла, пока он и лошадь не выбьются из сил. Кроме этого, он любил играть в солдатиков, отрабатывая на практике почерпанные знания по ведению сражений
1 ведущий: За этим занятием его однажды застал бывший сослуживец отца и друг их семьи генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый арап Петра Великого. Поговорив с мальчиком, прадед Пушкина обнаружил у него склонность к военной профессии и немалые знания по стратегии и тактике. С этого момента судьба мальчика была предрешена – несмотря на то, что родные сомневались в возможностях сына достичь успеха на военном поприще, они не стали препятствовать его зачислению в Семеновский полк.
2 ведущий: Это произошло, когда ему исполнилось 12 лет. С точки зрения нынешних представлений – рано, но на самом деле гораздо позже других. В то время дворянских детей записывали в гвардию чуть ли не с рождения, обеспечивая им таким образом выслугу лет и рост в воинских званиях.
1 ведущий: Первого января 1748 года Суворов был произведен в капралы и, покинув дом отца в Москве, явился в полк в Петербурге. Суворову шел уже восемнадцатый год.
2 ведущий: Семеновский полк наполовину состоял из дворянских недорослей - их звали "красавцами". Они занимались кутежами и карточной игрой. Быть прихвостнем и прихлебателем богатых товарищей Суворову не позволял его характер, гордый и независимый.
1 ведущий: Вторую половину полка составляли солдаты из крепостных крестьян. При полку находилась еще рота отставных солдат. Это были ветераны петровских баталий, соратники Петра Первого.
Один из них внушил Суворову простую мысль.
- Ты не гляди на "красавцев", - говорил солдат. - Они перед начальством норовят отличиться; а ты отличись сначала перед солдатом. Царь Петр Алексеич умел и пушку зарядить, и ружье исправить. Потому он и турок и шведов бивал.
2 ведущий: В полку Суворову пришлось испытать все тягости солдатской службы. Сохранилось от этого времени письмо Александра отцу. Он писал кратко.
"Здоров. Учусь. Служу. Суворов".
1 ведущий: Суворову приходилось стоять и в караулах: при складах, тюрьмах, в крепости и в императорских садах. Он нес строевую службу наравне с простыми солдатами полка. Однажды Суворову пришлось стоять на часах у Монплезира, любимого павильона Петра Великого в Петергофском парке.
В это время к Монплезиру подошла в сопровождении иностранца, лейб-медика графа Лестока, императрица Елизавета, дочь Петра.
На часах стоит юноша в форме солдата семеновского полка (Сувовров). Выходят девушка и юноша в костюмах 18 века (Елизавета и Лесток).
Лесток: В России, как и во всем мире, можно подкупить кого угодно, генерала за сто тысяч рублей, а вот этого солдата за рубль...
Лесток подошел к Суворову и взял его за перевязь.
Суворов (отступая на шаг): Не смейте касаться часового на посту!
Лесток: Каков мальчик!
Елизавета Петровна: А вот мы сейчас испытаем, прав ли мой лейб-медик. Ты мне нравишься, возьми рубль!
Суворов: Нет, ваше величество, устав караульной службы запрещает часовому брать подарки, тем более деньги.
Елизавета Петровна: Но я тебе приказываю, ведь ты знаешь, кто я!
Лесток (хлопнув часового по плечу): Тебе, дурак, императрица дает, бери!
Суворов: Если вы, сударь, еще коснетесь меня рукой, я вызову караул! Часовой - лицо неприкосновенное.
Елизавета Петровна (кинула рубль к ногам Суворова): Возьми, когда сменишься с караула... Видите, граф, русского солдата подкупить невозможно.
1 ведущий: Александр начал действительную службу в 17 лет рядовым, так как срок выслуги еще не подошел. Только в 24 года его произвели в офицеры – он получил чин поручика, в то время как многие его сверстники дослужились до полковников или даже носили генеральские эполеты. Из-за своего слабого здоровья вместе с обучением в кадетском корпусе и самостоятельным изучением иностранных языков он постоянно закалял себя физически – затемно вставал, обливался холодной водой, скакал верхом для тренировки. Кроме этого, он всегда слыл чудаком – мог неожиданно запеть петухом, запрыгать на одной ноге.
2 ведущий: В период 1754-1756 годах он был прикомандирован к 9-му Ингерманландскому полку Киевского военного округа. Затем в течение двух лет он служил в Военной коллегии, а боевое крещение получил во время Семилетней войны, когда в 1759 году во главе драгунского отряда поверг своей атакой противника в бегство. Он участвовал также в знаменитом Кунерсдорфском сражении, завершившимся разгромом германцев, в битве за взятие Берлина, Гольнау, в ряде других операций, всякий раз проявляя храбрость, смекалку и хладнокровие.
1 ведущий: В 1762-м он получил звание полковника и назначение командиром Астраханского полка, а Екатерина II в знак признания его заслуг подарила ему свой портрет. В период 1763-1769 годах он командовал Суздальским полком, участвовал в больших маневрах в дворцовом селе Красное под Санкт-Петербургом. В 1768-м ему был присвоен чин бригадира, в 1770-м – генерал-майора.
1 ведущий: Важным этапом его боевой биографии было участие в польских походах 1768-1772 годов и 1774 г. В частности, 1771-м он прославился победой над конфедератами под командованием французского генерала и министра Дюмурье при Ланцкороне. Показать свое военное мастерство он сумел также в том же году в сражении при Строповичах. К польскому войску тогда присоединился их союзник, гетман литовский Григорий Огинский с 5-тысячным корпусом. А Суворов, определенный фельдмаршалом Петром Румянцевым в резерв, ослушался приказа и с отрядом в 900 солдат разгромил противника.
2 ведущий: Главнокомандующий, возмущенный неподчинением, даже отдал непокорного генерала под суд. Его спасла от казни Екатерина II своим, ставшим крылатым, вердиктом: «Победителей не судят».
1 ведущий: В 1774 году в период войны с Турцией прославленный полководец был призван для подавления Пугачевского бунта. Показав свой фирменный стиль – быстроту, натиск и энергию – он прошел за 9 дней более 600 верст по разоренному бунтовщиками краю. К тому времени самозванец уже был пленен, и Александр Васильевич его конвоировал в столицу.
2 ведущий: В ходе русско-турецкой войны в 1789 году он участвовал в победных битвах при Фокшанах и Рымнике, когда австрийцы отчаянно просили его поддержки словами «Спасите нас». Пройдя на помощь 100 километров за двое с половиной суток, он атаковал врага под командованием Юсуф-паши, имевшего 4-кратное численное преимущество, и полностью разгромил. За этот подвиг он был пожалован ордена Св. Андрея Первозванного, графским достоинством Священной Римской империи, шпагой с гравировкой «Победителю Верховного Визиря», титулом «граф Суворов-Рымнинский» и орденом Св. Георгия 1-й степени.
1 ведущий: Блистательным свидетельством полководческого гения генерала стал штурм Измаила, проведенный 24 декабря 1790 г. в период русско-турецкой войны. Он длился около 10 часов и завершился взятием неприступной цитадели. После победы императрица велела выпустить специальную награду в честь Суворова за взятие им крепости и учредила солдатскую медаль за отличие при штурме и офицерский крест с надписью «За отменную храбрость». Эта дата стала впоследствии отмечаться как День воинской славы России.
2 ведущий: За подавление великопольского восстания 1774 года выдающийся военачальник заслужил чин фельдмаршала. В 1796 году он изложил свой взгляд на искусство войны в знаменитом трактате «Наука побеждать», где в полной мере раскрылся его талант полководца. Но после восшествия на престол Павла I он был отправлен в отставку за неприятие представления монарха о том, какой должна быть армия, и критику его нововведений – муштры по прусскому образцу, неудобной формы, париков и пр. На старости лет в 1797 году, преданно служивший Отечеству фельдмаршал оказался фактически в ссылке в своем северном имении Кончанском.
1 ведущий: Но уже в 1798 году гения военного искусства отозвали из Кончанского с просьбой вернуться к службе – итальянцы, земли которых захватили войска Наполеона, слезно просили Павла I прислать на помощь непобедимого военачальника. Понимая опасность, надвигающуюся на Россию с Запада, он провел серию победных операций против французов.
2 ведущий: Ярчайшей страницей военной истории стал Швейцарский поход 1799 года легендарного полководца и беспримерный переход через Альпы, после которого ему был присвоен высочайший военный чин генералиссимуса.
1 ведущий: Невозможно в сухих кратких строчках официальной биографии распознать характер человека, ставшего национальным героем, олицетворением смелости, мужества, целеустремленности. Человека, сделавшего то, что считалось невозможным – взявшего Измаил и перешедшего через Альпы зимой.
2 ведущий: Человека, который не проиграл ни одного из 60 сражений и написал пособие для будущих тактиков и стратегов, книгу, актуальную до сих пор – «Искусство побеждать»!
2 ведущий: Человека, чьи слова стали крылатыми:
· Дело мастера боится.
· Кто удивил, тот победил.
· Дисциплина - мать победы.
· Теория без практики мертва.
· Мы русские и потому победим.
· За ученого трех неученых дают.
· Ученье свет, а неученье - тьма.
· Сам погибай - товарища выручай.
· Кто напуган - наполовину побит.
· Ружье, сухарь и ноги береги пуще глаза!
· Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
· Готовься в войне к миру, а в мире к войне.
· Негоден тот солдат, что отвечает "Не могу знать".
· Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.
· Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе.
· Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.
· Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак.
1 ведущий: Каким же он был? «Человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно-сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления; но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения.
Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться.
Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков.
Жестокий порывами, бесстрашный по натуре.
Это была копия Аттилы, с его суеверием, верою в колдовство, в предвещания, в таинственное влияние светил. Словом, Суворов имел в себе все слабости народа и высокие качества героев».
Такое описание личности и внешности Александра Васильевича Суворова дал встречавшийся с ним король Франции Людовик XVIII.
2 ведущий: «Молясь, остря, весь преданный причудам, то ловкий шут, то демон, то герой — Суворов был необъяснимым чудом», — писал о нём лорд Байрон.
1 ведущий: «Суворов обедает утром, ужинает днём, спит вечером, часть ночи поёт, а на заре гуляет почти голый или катается в траве, что, по его мнению, очень полезно для его здоровья», — свидетельствовал герцог Ришелье.
2 ведущий: Когда6 (18) мая во втором часу дня Александр Васильевич Суворов скончался в Санкт-Петербурге, Гаврила Романович Державин отозвался на известие о смерти полководца ставшим классическим стихотворением «Снегирь» и следующими строками:
О вечность! Прекрати твоих шум вечных споров,
Кто превосходней всех героев в свете был.
В святилище твоё от нас в сей день вступил
Суворов.
Юноша в костюме Суворова выходит на сцену:
«Вы хотите меня знать? Я вам себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждал сонливых, угомонял буйных врагов отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков».