А.Н. Тарасов
Психология лжи в бизнесе:
Дурная бесконечность
Москва 2007
В названии книги отражено одно из основных свойств лжи – ее вечность и неистребимость, как социально-психологического явления. Люди всегда будут общаться между собой, общение – это одна из форм существования человека и человечества. И в этом смысле ложь – вечна. Вечность лжи – это дурная бесконечность (по Гегелю), т.е. безграничное увеличение количества ложной информации, в отличие от истинной (качественной) бесконечности. Ложь как дурная бесконечность безгранично увеличивается в безгранично растущем количестве мошенников и в появлении все новых и новых мошенников в новых поколениях людей. Бесконечная «дурота» лжи заключается в ее неизменном качественном проявлении – искажении истины и умолчании об истине – двух основных формах обмана. Бесконечность как простая безграничность, как простое отрицание конечного – это и есть дурная бесконечность.
В книге показано, что люди обманывали, обманывают и будут обманывать друг друга в различных ситуациях: в бизнесе, в международных отношениях, в политической борьбе, на войне, в работе спецслужб, в PR-акциях, в рекламе, в спорте – везде, где люди общаются между собой. В то же время человеческое общество не может быть основано на тотальной лжи. Почему же люди лгут, как создается ложь в бизнесе – ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в книге А.Н. Тарасова. Переход к рыночной экономике в России сделал возможным расцвет известных и появление новых видов обмана. Это – банковское мошенничество, хищения путем незаконного получения кредитов, компьютерное и страховое мошенничество, мошенничество при сделках с недвижимостью, в сфере малого бизнеса и многое другое.
В книге исследована психология бизнес-мошенничества в четкой последовательности: мотивы, цели, способы, результаты. Автор дает научно обоснованные ответы на вопросы: почему бизнесмены лгут и как иллюзия безнаказанности мотивирует мошенничество. Анализ психоаналитического подхода к мотивации лжи в книге дополнен оригинальной идеей автора о подавленной честности как источнике неврозов. Впервые исследован психологический смысл опасности словосочетания «бизнес – это война», показана психологическая сущность бизнес-войн, как концентрированного выражения жадности. В книге исследованы психологические особенности современных бизнес-войн, стиль общения мошенника в стрессовой ситуации. По-новому представлена феноменология лжи в промышленном шпионаже, психологические особенности субъекта и объекта промышленного шпионажа, психологическая защита лжи, модели доверия/недоверия в феноменологии лжи.
Центральное место в книге занимает психологический анализ способов и результатов бизнес-мошенничества как на Западе, так и в России. Впервые в России проведен социально-психологический анализ громких корпоративных скандалов. На фоне девятого вала современного бизнес-мошенничества автор показывает созидательные возможности русского предпринимательского духа, лучшие психологические традиции отечественного бизнеса.
Автор широко использовал зарубежные и отечественные информационные материалы, а также личный опыт работы руководителем кадровых служб российских компаний и представительств зарубежных фирм. Книга предназначена для руководителей и специалистов российских коммерческих и государственных организаций, психологов, социологов, преподавателей и студентов вузов.
Оглавление
Предисловие автора ……………………………………………………………………………..
Введение в психологию лжи ……………………………………………………………………
Глава I Мотивы ………………………………………………………………………...
² Мотивы и установки в поведении персонала организации …………………………
Общая характеристика мотивов ……………………………………………………………
Обзор зарубежных теорий мотивации ……………………………………………………..
Макс Вебер о психологии бизнеса …………………………………………………………
Ли Якокка о мотивации бизнесмена ………………………………………………………..
Честность персонала не покупается, или… …..………………………………….............
Солгать или честно признаться? ……………………………………………………………..
Почему выбирают ложь …………………………………………………………………….
² Иллюзия безнаказанности мотивирует мошенничество ……………………………….
Закономерности возникновения иллюзии безнаказанности у мошенника ……………..
² Основы психологии установки …………………………………………………………….
Перенос установок …………………………………………………………………………..
² Установки на ложь в корпоративном общении …………………………………….............
У лжи нет любимчиков ……………………………………………………………………….
Амбивалентность установок на ложь и на честность ……………………………………….
«Я предпочитаю держать свое мнение при себе» ………………………………………….
Ложь всегда отвратительна? ………………………………………………………………….
Что выбрать – честность или благополучие?..……………….…..………………………..
Хотите успешно общаться – не лгите ………………………………………………………
Если изменились обстоятельства ……………………………………………………………
Интерлюдия. Смена установок: в политике как в бизнесе …………………………...
Если бы я не обманул ……………………………………………………………………….
Не судите меня строго за обман ……………………………………………………………..
Установка на ложь и конфликты ……………………………………………………………
Ложь в производственном процессе ……………………………………………………….
Ложь и лояльность персонала ………………………………………………………………
Как принять решение, если он - лжец ……………………………………………………….
Когда личное выше корпоративного ………………………………………………………
Отцы и дети: на фирме как в семье? ………………………………………………………..
Дружба или круговая порука? ………………………………………………………………
Я открыто отстаиваю свое мнение. А ты? …………………………………………………..
Интерлюдия. Анализ конкретной ситуации: бухгалтерия ……………………………
² Дифференциальный психологический анализ установок …………………………..
Как работает шкала «Установки на ложь в общении» ……………………………………..
Анализ противоположных установок: ложь – честность …………………………………
Женщина – мужчина …………………………………………………………………….
Женщина – женщина …………………………………………………………………….
Не навреди. Формула Разумихина ………………………………………………………….
Смена установок на ложь и на честность ………………………………………………….
² Психоаналитический подход к мотивации лжи …………………………………………..
Зигмунд Фрейд о бессознательных намерениях ……………………………………........
ВильгельмРайх: шизофреник честен до смущения ……………………………………
Подавленная честность – источник неврозов …………………………………………….
Психологическая защита лжи …………………………………………………………….
² «Откуда возникает нечестность людей?» …………………………………………………
Глава II Цели …………………………………………………………………………………..
² Договоримся о терминах …………………………………………………………………….
Философское понимание цели ……………………………………………………………..
Понятие цели в психологии ………………………………………………………………..
² Цели лжецов в бизнесе ………………………………………………………………………
Главная цель лжеца: фармацевтические этюды …………………………………………..
«Я» и «Он». Мошенническое целеобразование …………………………………………..
² Цель под угрозой. Стиль общения мошенника в стрессовой ситуации ………………
Стадии стрессогенного общения. Изменение целей мошенника …………………………
Первая стадия. Ориентировочное «замирание» ………………………………………..
Вторая стадия. Увеличение интенсивности общения ………………………………….
Интерлюдия. Типичные ошибки мошенника в стрессовой ситуации ………………
Третья стадия. Стабилизация ролевого статуса мошенника …………………………..
Четвертая стадия. Активизация общения мошенника в «своей» группе.....................
Интерлюдия. Кредитная история как зеркало активизации мошенника …………..
² О возможности распознать мошеннические цели бизнес-проекта ……………………
Самооценка личных бизнес-целей мошенником ……………………………………….
«МММ». С. Мавроди ……………………………………………………………….....
«МЕНАТЕП» - ЮКОС. М. Ходорковский …………………………………………..
Глава III Способы ……………………………………………………………………………..
² Бизнес – это война: цель оправдывает средства? ……………………………………….
Психологические особенности бизнес-войн ……………………………………………..
Рыночные войны: невинная вечеринка с чаем ……………………………………………
Царственная власть деловых операций ………………………………………………………….
Криминальный кошмар российского капитализма ……………………………………
² Бизнес – не война, а производство товаров и услуг ……………………………………..
Психологический смысл опасности словосочетания «бизнес – это война» …………....
Бизнес-война – это концентрированное выражение жадности ………………………….
Энергия и железная деловая хватка, но не война …………………………………………
Многие бизнесмены хотят войны …………………………………………………………
² Феноменология лжи в промышленном шпионаже ……………………………………….
Все начиналось с военной разведки………………………………………………………..
За чем охотятся сегодня? За всем …………………………………………………………
Ли Якокка о промышленном шпионаже ……………………………………………………
Кто шпионит? ………………………………………………………………………………
Психологические особенности субъекта и объекта промышленного шпионажа …………
Феноменологическая проницаемость объекта шпионажа …………………………….
Самораскрытие личности, или болтун – находка для шпиона ………………………..
Разочарование, отчужденность, самолюбие, эгоцентризм …………………………….
Потенциал верификации объекта шпионажа …………………………………………..
Дифференциальный феноменологический анализ потенциала верификации ………….
Интерлюдия. Об эволюционной теории лжи ………………………………………….
Модели доверия/недоверия в феноменологии лжи ………………………………………
² Феноменология мошенничества: пейзаж с натуры ………………………………………
Юридический подход к феноменологии ложной информации ………………………….
Территория свободной охоты: бизнес-мошенничество на Западе ………………………
Enron ………………………………………………………………………………………
Halliburton ……………………………………………………………………………….
WorldCom ……………………………………………………………………………….
Coca-cola ………………………………………………………………………………...
Parmalat …………………………………………………………………………………..
Vivendi ………..………………………………………………………………………….
Территория свободной охоты: бизнес-мошенничество в России………………………..
Откуда есть пошел российский рынок: приватизация ………………………………..
МЕНАТЕП-ЮКОС ………………………………………………………………………
Интерлюдия. Русский предпринимательский дух ………………………………..
Финансовые пирамиды ………………………………………………………………….
ИК «Хопёр-инвест»: мы с теми, кто думает ………………………………………..
АО «МММ»: из тени в свет перелетая ………………………………………………
Родился, учился, женился ………………………………………………………..
Малоформатная «мыльная опера»: реклама «МММ» …………………………..
Базовый элемент махинаций ………………………………………………………
Социально-психологические условия результативности «МММ» ……………..
Социально-психологическая компетентность С. Мавроди …………………..
Клеопатра из «МММ»: Елена Мавроди ……..………………………………....
Обычное лицо обычного человека ……………………………………………..
Народ сам создавал образ «хорошему человеку» ……………………………..
Ложные банкротства ……………………………….………………………………….....
Инсайд: свой среди чужих, чужой среди своих ……………………………………….
Фальсификация товаров и услуг …………………………………………………………
Девятый контрафактный вал …………………………………………………………
Поддельные лекарства: как это делается ……………………………………………
Шалаши в раю:мошенничество с недвижимостью ………………………………..
Мошенничество в сфере высоких технологий ……………………………………..
Как создается ложь: метаморфозы корпоративной информации ………………………
Глава IV Результаты ……………………………………………………………………………
² Замыкая круг: системность результатов лжи в бизнесе …………………………………
Убожество мотивов …………………………………………………………………………...
Поверхностность целей ………………………………………………………………………..
Бесцеремонность способов …………………………………………………………………….
Пустота результатов……………………………………………………………………………
² Анализ результатов лжи в бизнесе …………………………………………………………..
Первый уровень анализа – индивидуальный (психологический) ……………………………
Ложь разрушает личность …………………………………………………………………..
Социально-психологическая дезадаптация личности …………………………………….
Интерлюдия. Психология заключения ………….………………………………………
Частное лицо, гражданин Российской Федерации (М. Ходорковский) ………………….
Арест и следствие …………………………………………………………………………
Закат Европы: ПАСЕ учит Россию не обижать мошенников ………………………….
Последнее слово М. Ходорковского ……………………………………………………..
Интерлюдия. Либерализм Ходорковского ……....…………………………………..
Приговор. М. Ходорковский, П. Лебедев, А. Крайнов ….……………………………….
Интерлюдия. Психология мошенника в заключении ………………………………..
Второй уровень анализа – социально-психологический …………………………………….
Изгои рынка труда …………………………………………………………………………..
Все они такие: неприязнь, злоба, ненависть ………………………………………………
Разрушение межличностных отношений в компании ……………………………………
Стучите и обрящете: организационные конфликты ……………………………………..
Расщепление общественной психологии …………………………………………………
Раскол творческой интеллигенции России ……………………………………………….
«Не губите «Хопер» – это электорат!» ……………………………………………………
МММ: из тени в мрак перелетая …………………………………………………………..
Пирамидальная Россия: строили, строим и будем строить ………………………………
Третий уровень анализа – кросскорпоративный ……………………………………………...
Parmalat ………………………………………………………………………………………
США: все на борьбу с мошенниками! Но не с мошенничеством ………………………..
Интерлюдия. Борьба за корпоративную культуру в США связала руки бизнесу ……
Цена жадности …………………………………………………………………………….
Интерлюдия. К тюрьме надо готовиться ………………………………………………..
Четвертый уровень – транснациональный …………………………………………………….
Интерлюдия. Всемирная прачечная по отмыванию денег …………………………….
Англия – США: партнерство во имя обмана ………………………………………………
² Страна лжи ……………………………………………………………………………………..
Человеческое, слишком человеческое: вместо послесловия …………………………………
Библиография ……………...…………………………………………………………………………..
Приложения ………………………………………………………………………………………..
Моей жене – Ирине
Моим сыновьям – Константину и Борису
Сам мистификатор, очевидно, не желал бы быть обманутым
и считал бы направленную против него мистификацию обидным
нарушением своего человеческого права. Следовательно, он
должен уважать такое же право и в других.
Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ
Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть
дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман
Гегель
По своим идеологическим воззрениям я всегда исповедывал
принципы свободного предпринимательства,
верил в выживание наиболее приспособленных.
…Пусть слабейший обанкротится.
Ли Якокка
Единственно правильный путь бизнеса –