1) показ объекта в натуральном виде или демонстрация его изображения;
2) введение названия объекта (термина), который является обязательной составной частью определения понятия;
3) детальное изучение объекта;
4) формулирование определение понятия – предложение, в котором зафиксированы наиболее общие и существенные признаки;
5) развитие понятия;
6) закрепление понятия (для закрепления понятий используются зарисовки, вопросы, задания).
Понятия можно формировать по индуктивному и дедуктивному пути.
Для индуктивного пути формирования понятий характерна такая методика:
1) наблюдение объектов или явлений природы;
2) сопоставление объектов природы и выделение характерных признаков;
3) обобщение;
4) работа с определением понятия в котором выделяются существенные признаки;
5) применение знаний (понятий) на практике.
При дедуктивном пути формирования понятий, методика следующая:
1) дается определение понятия;
2) организуется работа над усвоением его признаков и связей;
3) закрепление признаков и связей;
4) установление связей с другими понятиями;
5) закрепление и упражнения в различении понятий.
Понятие считается усвоенным, если ученик:
- знает его определение и содержание;
- имеет образное представление об изучаемом объекте или явлении;
- умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.
Значит усвоение знаний по предмету «Человек и мир» проходит в следующем порядке:
1 этап – научить детей выделять в объектах природы или явлениях их признаки и свойства, сравнивать:
- восприятие явлений или объектов;
- выделение наиболее важных и существенных признаков;
- создание первичных представлений о внешнем виде;
- создание основных представлений.
2 этап:
- формирование определенных понятий, которые имеют содержание и объем;
- раскрытие содержания понятия, наз. определением.
2. Картографическая наглядность на уроках «Человек и мир» в 1 - 3 классах и методика работы с ней. Особенности проведения уроков по разделу «Моя страна» в третьем классе.
Карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.
Учителю необходимо формировать отношение к карте как к компактному и необходимому средству ориентирования в современном потоке информации.
Традиционно картографический материал использовался в качестве средства обучения лишь после прохождения темы «План и карта», где дети знакомились с масштабом, условными знаками карт и планов, получали начальные умения чтения карт.
С помощью географических карт (планов) ученики:
- получают пространственное представление об изучаемой территории (величина и конфигурация материков, океанов, горных стран, рек и т.п.);
- определяют географическое положение изучаемой территории по отношению к другим известным им областям, своему краю, что позволяет им сделать заключениео природе территории (суждения типа «тундра находится к северу от нашего края, значит, там должно быть холоднее»);
- получают представление по динамике исторических образований (например, изменение площади и конфигурации РБ с момента образования до настоящего времени);
- ориентируются в своем населенном пункте, его окрестностях (схемы метрополитена, планы города, туристические карты, схемы маршрута экскурсии);
- определяют расстояние между отдельными географическими объектами, размеры изучаемых объектов;
- выполняют некоторые практические работы, в том числе и в области природопользования и охраны природы (план размещения сельскохозяйственных культур на пришкольном участке, план озеленения окрестностей школы).
При изучении окружающего мира используют следующий картографический материал:
настенные карты: карта полушарий масштаба 1:22 000 000, физическая карта РБ, карта природы
РБ масштаба 1:5 000 000, топографическая карта, карты своей области; в настоящее время с расширением круга рассматриваемых вопросов, включая и исторические, используются и другие карты;
настольные карты: карты атласов; контурные карты; карты учебников, учебных тетрадей. Настенными картами пользуются главным образом на уроках во время изучения нового материала, при повторении и обобщении. При этом очень важно, чтобы учащиеся одновременно работали и со стенными картами, и настольными. В противном случае дети привыкают работать лишь с одним типом карт и с трудом ориентируются в других картах. Настольные карты используются в процессе самостоятельной работы, при выполнении домашних заданий. Контурные карты используются для упражнений учащихся в классе и дома, а также в контрольных целях.
С самого начала работы с картами следует прививать детям правила показа. А они следующие:
· не загораживать при показе карту рукой и телом; для этого рекомендуется стоять к карте вполоборота правым боком, держать указку в правой руке и находиться от карты на расстоянии указки;
· показывать следует не надпись, а местоположение объекта;
· реки показываются от истока к устью (для этого ученик должен, найдя реку, а как правило, обнаруживается как раз не исток, а устьевая часть реки, поскольку она обозначена жирнее), предварительно глазами проследить ее до истока и затем уже начинать показ; природные зоны, острова, горные страны показываются обводкой по всему контуру; полуострова - с трех сторон; горные хребты - линией; при нахождении населенного пункта, вулкана, вершины горы показывается соответствующий условный знак;
· показ по возможности следует комментировать;
· комментируя показ, следует пользоваться «географическим языком», в частности, не допускать использования слов «верх», «низ» вместо терминов «север», «юг».
Программами природоведения, географиипредусмотрено знание минимума географических названий. Этот минимум невелик, включает материки, океаны, наиболее крупные страны. Желательно также уметь (в качестве примера) показывать по карте горы, равнины, возвышенности, острова, моря. При формировании таких умений можно воспользоваться контурными картами.
Первоначально работа с контурными картами проходит под непосредственным руководством учителя. Последовательность работы может быть следующей. Учитель, показав объект на стенной карте, предлагает найти его на карте своего атласа. Затем учащиеся находят этот объект на контурной карте и отмечают его. Учитель, проходя вдоль рядов, просматривает точность отметки. После этого дети наносят название на карту. Не рекомендуется увлекаться раскрашиванием контурных карт. На это уходит много времени, и дети часто видят главную цель своей работы не в правильности нахождения объекта, проведения контуров, а в получении красивого, яркого рисунка.
Раздел «Моя страна» включает следующие разделы: формы земное поверхности (равнины, горы, низменности и возвышенности), полезные ископаемые (песок, глина, гранит, торф, нефть), вода в природе (река, озеро), растительный и животные мир РБ (лес, болото, поле, заповедники, нац.парки), богатство РБ – ее культурное наследие.