Основными образовательными технологиями, применяемыми при изучении дисциплины «Финансы», являются:
1. Традиционные образовательные технологии в виде лекций, практических и семинарских занятий. При этом чтение лекций и проведение практических занятий осуществляется с применением мультимедийных средств обучения.
2. Предусматривается проведение регулярных блиц-опросов и тестирования студентов по отдельным темам курса как непосредственно в аудитории на семинарских занятиях, так и во внеаудиторное время на базе центра тестирования МосГУ на основе созданной тестовой базы.
3. Предусматривается проведение семинарских занятий с решением отдельных видов комплексных задач, моделирующих различные финансовые ситуации.
Используются методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий: деловые игры, дискуссии, разборы ситуаций, тестирование.
Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем.
Метод разбора ситуаций – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения практических заданий и самостоятельной работы.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с требованиями ФГОС и учетом специфики ООП.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Для текущего контроля успеваемости принята стандартная для МосГУ рейтинговая система, текущее тестирование и опрос по темам курса на семинарских и практических занятиях, одна контрольная работа в середине семестра и тест в конце изучения дисциплины.
Текущая аттестация работы студентов осуществляется на протяжении изучения курса через: заслушивание сообщений и докладов на семинарах; выполнения тестовых заданий; оценки участия студентов в обсуждении и решении задач; контрольной работы по практической части курса
Нормативы балльно-рейтинговой системы. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего контроля знаний составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен в виде теста) – 30 баллов.
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы по результатам текущего контроля знаний приведен в следующей таблице:
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№ п/п | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов. | Количество баллов |
1. | Ответ на теоретический вопрос | 0-4 |
2. | Доклад на семинаре | 0-4 |
3. | Конспектирование источника | 0-2 |
4. | Разработка тестового задания | 2-4 |
5. | Дополнение к ответу | 0-2 |
6. | Оппонирование докладу | 0-2 |
7. | Проверка конспекта лекций, за одну тему |
Итоговый рейтинг студента после завершения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
90-100 баллов – «отлично»;
70-89 баллов – «хорошо»;
60-69 баллов – «удовлетворительно»
менее 60 баллов – «неудовлетворительно».
Студент, показавший в процессе изучения дисциплины хорошие результаты, может быть освобожден от сдачи экзамена: при набранных 60-69 баллов – с выставлением оценки «удовлетворительно»; при набранных 70 баллах – с выставлением оценки «хорошо». Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене. Экзамен может быть проведен в виде компьютерного тестирования.