Сущ. разнообр. формы образования детей раннего возраста. Это гос.дошк.образ.уч-я, включ.группы для д.р.в., образ. уч-я, в кот.действуют только группы для детей ясельного возраста. Также сущ.аналогичные частные обр.е учр-я.В некоторых из них имеются группы круглос.о пребывания детей (пятидневки) и кратковр. (группы неполного дня). Первые — посещают дети, родители кот. имеют сменный график работы и не могут забирать ребенка домой каждый день, вторые — посещают дети, основное время живущие в семье под присмотром родителей, других родственников или няни. В эти группы малыши приходят на занятия и прогулки.
В системе дошк. обр-я сущ. также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста.(центры творчества и развития, клубы и пр.). В них дети занимаются несколько раз в неделю. Для детей-сирот и детей, лишенных род. попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка, кот. находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.
В последние годы все более широкое распространение получают новые модели образования для д.р.в., ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковр. пребывания детей в д\у и предъявляют особые требования к сотр-ву вос-й, педагогов, мед. персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образ-е. Существуют разные модели групп кратковр. пребывания детей.
Группы кратковр.пребывания детей в спец.оборудованном помещении предполагают свободный режим пребывания в них малышей. Родители приводят ребенка в удобное для них время на 2—3 часа в течение рабочего дня. Здесь вос.-образ. работа с детьми проводится индивидуально.Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп. В этом случае дети приходят в детский сад к определенному времени на короткий срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком варианте работа проводится с подгруппой детей. Кроме воспитателей к пед. процессу могут привлекаться муз. рук-ль, педагог по физ. вос-ю, специалист по изобр. деят-ти и др.
Кратковр. пребывание детей в закрепленной групп д\с. Эта модель не требует специально выделенного помещения и закрепленных за группой воспитателей. Детей распределяют по постоянно действующим группам, соответст. возрасту каждого ребенка.
Малыши включаются в жизнь группы на тот промежуток времени, на который родители оставляют его в дошкольном уч Группы выходного дня. В такую группу могут включаться дети, не посещающие д\у, а также те малыши, которые ходят в ясельные группы постоянно.
Адаптационные группы кратковр. пребывания детей. Адаптация детей к д\у проводится в специально оборудованном помещении. Эта модель предполагает работу с детьми тех воспитателей, кот. в дальнейшем примут их в свою группу на постоянное пребывание. Вос-ль занимается с такой группой в ту смену, когда в его постоянно действующей группе работает другой воспитатель. На следующий день воспитатели меняются.
реждении. Семейные группы кратковременного пребывания детей. Группы такого типа организуются в специально оборудованных (так называемых «семейных») комнатах. В них имеется удобная мебель для взрослых и для детей, библиотека с научно-популярной литературой для родителей, Задачей таких групп является создание особого микроклимата, способствующего адаптации ребенка к условиям д\у, реализации личностно-ориентированной модели воспитания.
Группы кратковр.пребывания детей по обслуживанию их специалистами и мед. персоналом д\у не требуют отдельного помещения и специалистов. Их обслуживают специалисты, работающие в данном учреждении. В рамках данной модели родители могут выбрать тот вид занятий или процедур, который они считают целесообразным для своего малыша. Например, могут приводить его только на муз. или физ. занятия, или на физиопроцедуры, или массаж. Режим посещения ребенком д\у регулируется родителями вместе с вос-ми и специалистами.
Организация патронажных услуг на дому для детей-инва- лидов в сочетании с их кратковр. пребыванием в д\у предполагает индив. режим работы с каждым ребенком и инд. программу его развития (выбор занятий и процедур, которые проводятся с ним дома и в детском саду). Часть занятий проводится с ребенком дома, а часть — в д\у в те часы, когда данный вид занятия проводится с соответствующей возрастной группой. Таким образом, вос-ель выступает в качестве «социального педагога», поочередно обслуживая несколько детей на дому и в группе.
39. Задачи воспитания детей 1-го года жизни
Задачи вос-я д. 1 г.ж.
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ – основн. умения, кот. определяют раз-е ребенка в данный момент и явл. благоприятными предпосылками для следующего развития.
Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является 1 год жизни. Его отличительные особенности:
--более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физ. и нервно-псих. раз-я,
--проявление
сенсомоторной потребности,
--ярко выраженная эмоциональность,
--большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,
--потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Задачи воспитания:
- обеспечение полноценного физ. раз-я детей, охрана и укрепление их здоровья, фор-е движений, вос-е элементарных навыков аккуратности и опрятности, полож. отношения к режимным процессам;
- с целью умственного вос-я своевременное фор-е ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, раз-е умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
- фор-е предпосылок нравственного поведения, т.е. полож. привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, вос-е доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музык. вос-я.
1год жизни условно делится на следующие этапы:
I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);
П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;
Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;
4 этап - от 9-Ю мес. до I года.
На I этапе вед. линиями раз-я являются:
- развитие зрительного и слухового сосредоточения;
- развитие эмоц.-полож. реакций, формирование "комплекса оживления";
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.
- формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
Для П этапа характерны следующие линии развития:
- формирование зрительных и слуховых дифференцировок;
- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;
- формирование первых голосовых реакций (гуляния и лепета);
- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
На Ш этапе ведущими линиями развития являются:
- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;
- дальнейшее совершенствование лепета;
- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);
- развитие ползания.
Для 4 этапа характерными являются такие линии развития:
- формирование результативных действий с предметами;
- появление первых осмысленных слов;
- дальнейшее развитие пассивной речи;
- формирование умения самостоятельно ходить.