МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДОВАНО Учебно-методическим объединением университетов России (отделение философии) Председатель В.В. Миронов | “УТВЕРЖДАЮ” Начальник Управления образова-тельных программ и стандартов высшего и среднего профессиональ-ного образования 3.07.2000 г. Г.К. Шестаков |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“ФИЛОСОФИЯ”
Программа составлена
В соответствии с государственными образовательными стандартами
Высшего профессионального образования
По соответствующим направлениям
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Задачи курса
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Освоение курса философии должно содействовать:
– выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
– формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
– развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
– овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место курса в системе социогуманитарного образования
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.
Требования к уровню освоения содержания курса: бакалавр (дипломированный специалист) в области философии должен
а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса, темы и их краткое содержание
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.
История философии
Тема 2. Философия Древнего мира
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии., их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.
Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Особенности “ортодоксальной” индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.
Тема 3. Античная философия
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).
Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.
Тема 4. Средневековая философия
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).
Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б. Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф. Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.
Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции “открытости” истории (Н. Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Тема 6. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)
Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.
Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия “гражданское общество”, развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественно-научном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени
Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натурализма (А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно–традиционных (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).
Тема 8. Современная западная философия
Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ – ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.
Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер); постпозитивизм /историческая школа/ (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм и проб-лема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер).
Антропологизм (иррационалистической направленности). “Философия жизни” и ее противопоставление “наук о духе” и “наук о природе” (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э. Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.–П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).
Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
Тема 9. Русская философия
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.
Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А. Курбский). Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в./ (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). “Философия естествознания” в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Проблема Запада – Востока – России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.
Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Философские проблемы
Тема 10. Учение о бытии (онтология)
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.
Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становлениеи развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.
Тема 11. Учение о развитии
Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.
Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.
Тема 12. Природа человека и смысл его существования
Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.
Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода “внешняя” и “внутренняя”, свобода “от” и свобода “для”. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.
Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.
Тема 13. Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.
Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.
Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
Тема 15. Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание: подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема “искусственного интеллекта”. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
Тема 16. Познание (гносеология)
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.
Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.
Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.
Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
Тема 17. Научное познание
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И. Лакатос), картина мира, научная революция.
Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.
Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К. Гемпель, Г. Нагель, У. Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Тема 18. Философские проблемы науки и техники
Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.
Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.
Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
Примерная тематика рефератов
К теме 1:
1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
2. Мифология: прошлое и настоящее.
3. Философия – наука или мировоззрение?
4. Философия как самосознание эпохи.
5. Философия и философствование.
К теме 2:
1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?
2. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
3. Философские аспекты буддизма.
4. Социальный космос Древнего Китая.
5. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).
К теме 3:
1. Первые натурфилософские школы древней Греции.
2. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.
3. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
4. Учение Эпикур о преодолении страха.
5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
К теме 4:
1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.
2. Философские идеи Библии и Корана.
3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
5. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?
К теме 5:
1. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
2. Философские идеи Дж. Бруно.
3. Проявления секуляризации в философии Возрождения.
4. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
5. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.
К теме 6:
1. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).
2. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”
3. Каковы философские последствия научной революции ХVII века?
4. Философские идеалы эпохи просвещения.
5. Философское значение открытий И Ньютона.
К теме 7:
1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.
2. Различие между рассудком и разумом у Канта.
3. В чем Гегель видел “хитрости Мирового Разума”?
4. В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?
5. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
К теме 8:
1. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше.
2. “Экзистенциализм – это гуманизм” Ж.-П.Сартр.
3. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм – проблема преемственности.
4. В чем причина повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка?
5. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
К теме 9:
1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
2. Проблема “Восток–Запад–Россия” в трудах русских философов.
3. Чаадаев и его историософская концепция.
4. Место русской философии в мировой культуре.
5. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.
К теме 10:
1. Природа мифов о сотворении мира.
2. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
3. Социальное пространство и социальное время.
4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
5. Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции.
К теме 11:
1. Является ли регресс развитием вспять?
2. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
3. Диалектические законы Гегеля
4. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
5. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
К теме 12:
1. Творческие способности человека: их пределы и условия.
2. Делает ли разум человека человеком?
3. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного бытия”.
4. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?
5. Что такое духовные потребности человека?
К теме 13:
1. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
2. Чем определяется уровень развития общества?
3. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
4. Может ли общество существовать без власти и без государства?
5. Существует ли направление в развитии общества?
К теме 14.
1. Какое общество можно назвать “цивилизованным”?
2. Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?
3. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.
4. Правда и правдоподобие в искусстве.
5. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?
К теме 15:
1. Делает ли разум человека человеком?
2. А.А. Ибн–Сина о природе сознания.
3. Существует ли язык животных?
4. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
5. Сознание и бессознательное.
К теме 16:
1. Есть ли предел познаваемости мира?
2. В чем социальная опасность искажения истины?
3. Знание и вера: общее и особенное.
4. Познание и интуиция.
5. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?
К теме 17:
1. Почему мы доверяем научным выводам?
2. Предположение и гипотеза.
3. Возможен ли “социальный эксперимент”?
4. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?
5. Наука и основные стадии ее исторического развития.
К теме 18:
1. Техника и технология.
2. Как соотносятся наука и политика, наука и этика?
3. Техника и исторические этапы ее развития.
4. Естествознание и техникознание.
5. Гуманитарные науки: pro et contra.
К теме 19:
1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?
2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность?
4. Могут ли сценарии будущего быть научными?
5. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?
3. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:
Вопросы по истории философии
Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологи к философии.
Человек в философии и культуре Древнего Востока.
Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
Космоцентризм античной философии.
Основные этапы развития античной философии.
Поиск первоосновы мира в античной философии.
Атомистическое учение Демокрита.
Суть принципа софистов: “Человек есть мера всех вещей”.
Философия Сократа.
Учение Платона об “идеи”.
Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
Теоцентризм средневековой философии.
Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
Патристика: суть учения и основные представители.
Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.
Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное.
Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
Философские идеалы эпохи Просвещения.
Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
“Категорический императив” И. Канта.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.
Философская концепция К. Маркса.
Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Герменевтика как философское направление.
Сциентизм и антисциентизм.
Человек в “философии жизни”.
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Проблема свободы в экзистенциализме.
Религиозная философия ХХ века.
Особенности развития русской философии и ее периодизация.
Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.
Философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”.
Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
Философская система Вл. Соловьева.
“Русский космизм” как философское направление.
Проблема “Запад – Россия – Восток”, ее философские аспекты.
Вопросы по философским проблемам
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Мировоззрение, знание, вера.
Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
Понятия “мир”, “реальность” и “картина мира”. Условия формирования картины мира и ее изменения.
Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
Категория бытия в философии.
Идея развития и модификации ее философского воплощения.
Пространство и время как философские категории.
Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
Основные этапы и формы процесса познания.
Истина и заблуждения.