№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | С использованием научной литературы подготовить сообщение: «Значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 2/12 | |
Возникновение, становление и развитие прав человека в России | Подготовить обзор: «Становление и развитие прав человека в России» | 2/12 | |
Правопонимание права и свободы человека | Подготовить научный доклад на тему: «Права и свободы человека и гражданина: понятие и соотношение» | 2/12 | |
Система прав человека | Подготовить обзор литературы: «Система и классификация прав человека» | 4/10 | |
Права человека и гражданина и их соотношение | Подготовить реферат: «Содержательные факторы, определяющие права человека как основные» | 4/12 | |
Факторы, определяющие права человека как основные | Подготовить эссе: «Классификация ограничений прав человека по российскому законодательству». | 4/12 | |
Прирождённость и неотчуждаемость прав человека | Подготовить обзор литературы: «Естественные права человека и их свойства» | 4/10 | |
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека | Подготовить доклад: «Критерии высшей юридической силы и прямого действия основных прав человека» | 4/12 | |
Всеобщность и равенство прав человека | Подготовить научный доклад: «Определение всеобщности основных прав человека» | 4/10 | |
Понятие и содержание механизма правовой защиты человека | Создать графическую модель механизма содействия осуществлению международно-правовой защиты прав человека | 4/10 | |
Механизм охраны прав человека | Подготовить реферат: «Правовые виды и формы защиты права человека». | 2/12 | |
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку | Создать графическую модель механизма юридической помощи | 2/13 | |
Механизм защиты права человека: определение и содержание | Подготовить научный доклад: «Механизм защиты права человека: определение и содержание » | 2/12 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.
Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение дисциплины «Права человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека
Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека
Система учебной дисциплины «Права человека».
Тема 2. Возникновение, становление и развитие прав человека в России
Кодекс русского феодального права XI-XII в.в. «Русская Правда» о правах субъектов - физических лиц. Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства.
Борьба за права простых людей в России в XVI-XVIII в.в. Характеристика «сословного» права в России в XVIII веке.
Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И Пестель, А. П. Куницын).
Развитие прав человека в России в период становления капитализма. Первая русская революция 1905-1907 гг. и её результаты в сфере обеспечения прав человека.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина Февральской буржуазно-демократической революцией (1917 г.).
Эволюция прав человека в Советской и постсоветской России.
Концепция прав человека в Конституции РФ (1993 г.).
Консолидация российского права с международным правом прав человека после принятия Конституции РФ.
Тема 3. Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Генезис прав человека. Многообразие подходов к понятию прав человека.
Права человека: единство и различия правового понимания. Два основных подхода к природе и сущности прав человека: естественно-правовой и позитивистский.
Соотношение понятий «права человека», «конституционные права человека» и «основные права человека».
Определение понятия «основные права человека».
Основные права человека и основные свободы человека: сходство и различия.