Служба убежищ и укрытий
Служба убежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства (жилищно-коммунального отдела, строительного цеха). Она обеспечивает готовность убежищ и укрытий, контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитных сооружений гражданской обороны, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.
Спасательная служба убежищ и укрытий создается в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Спасательная служба убежищ и укрытий города предназначается для создания фонда защитных сооружений, планирования, учета, контроля обеспечения укрытия населения и работников объектов экономики города в мирное время в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в военное время, а также поддержания убежищ и укрытий в постоянной готовности к применению по предназначению.
Ответственность за организацию, руководство и готовность службы, осуществление мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны, а также подготовку и обучение персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на начальника спасательной службы убежищ и укрытий города.
При начальнике спасательной службы убежищ и укрытий города создается штаб во главе с начальником штаба.
Функциональные обязанности руководящего состава и должностных лиц органов управления службы разрабатываются штабом службы и утверждаются начальником спасательной службы убежищ и укрытий города.
Материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Основными задачами спасательной службы убежищ и укрытий города
являются:
1. Обучение всех категорий работающих способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Обеспечение защиты рабочих и служащих от оружия массового поражения и других средств нападения противника путем:
- оповещения работающего персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий;
- укрытия рабочих и служащих в убежищах и представления им средств индивидуальной защиты;
- рассредоточения и эвакуации работающих и членов их семей из города.
3. Организация учета наличия фонда защитных сооружений гражданской обороны, подвалов и других заглубленных помещений, пригодных для укрытия населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
4. Контроль за эксплуатацией, техническим состоянием и использованием в мирное время в интересах экономики защитных сооружений гражданской обороны и других заглубленных помещений, их готовностью к приему укрываемого населения.
5. Контроль за созданием, оснащением и подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны.
6. Организация управления нештатными аварийно-спасательными формированиями по обслуживанию убежищ в ходе ведения военных действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени.
7. Организует взаимодействие с другими спасательными службами города, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам жизнеобеспечения укрываемого населения.
8. Распределение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
9. Организация борьбы с пожарами в убежищах и укрытиях, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. Обеспечение постоянной готовности сил и средств службы.
11. Организация и проведение мероприятий по устойчивому управлению, оповещению и связи на всех этапах деятельности службы.
12. Проведение учений и тренировок в спасательной службе убежищ и укрытий города.
Обязанности руководящего состава и штаба спасательной службы убежищ и укрытий
На руководящий состав и штаб службы возлагается: в мирное время:
- обеспечение постоянной готовности спасательной службы убежищ и укрытий города к выполнению возложенных на нее задач;
- организация защиты рабочих и служащих спасательной службы убежищ и укрытий города на случай возникновения производственных аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- контроль за строительством защитных сооружений, поддержанием в постоянной готовности коллективных и индивидуальных средств защиты;
- создание и контроль за укомплектованностью подчиненных НАСФ, обеспеченностью их индивидуальными средствами защиты, спецодеждой, приборами, техникой, необходимыми ремонтными материалами, обеспечение готовности личного состава к выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация спасательных работ на объектах спасательной службы убежищ и укрытий города, а также организация ремонта и восстановления поврежденных и разрушенных средств коллективной защиты;
- разработка мероприятий по повышению устойчивости работы объектов службы в мирное и военное время и осуществление контроля за их выполнением;
- организация подготовки и контроль за подготовкой руководящего состава службы, командно-начальствующего и личного состава подчиненных НАСФ, рабочих и служащих;
- воспитание у личного состава высоких моральных и психологических качеств, способствующих постоянной готовности к выполнению задач в мирное и военное время;
- методическое руководство планированием мероприятий гражданской защиты в подведомственных подразделениях;
- планирование и осуществление мероприятий по первоочередному обеспечению населения города, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций, коллективными средствами защиты;
- организация управления, связи и оповещения в системе спасательной службы убежищ и укрытий города, а также сбора и обмена информацией;
- сбор, изучение и оценка данных обстановки;
- подготовка предложений главе города по использованию сил и средств в период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- организация взаимодействия с другими службами при планировании и осуществлении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материально-технических средств для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах службы;
при внезапном нападении противника:
- оповещение рабочих и служащих о непосредственной угрозе нападения противника;
- обеспечение в установленном порядке укрытия личного состава наибольшей работающей смены в защитных сооружениях;
- контроль за приведением в готовность в установленные сроки защитных сооружений гражданской обороны и других заглубленных помещений к приему укрываемых;
- проведение мероприятий по противопожарной безопасности;
при проведении мероприятий по ликвидации последствий нападения противника:
- оценка сложившейся на объектах службы обстановки с использованием разведданных, состояния сил и средств, их возможностей для обеспечения ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на пораженных объектах;
- принятие решения и постановка задач на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
при получении распоряжения на выполнение первоочередных мероприятий гражданской обороны 1-й и 2-й групп:
- оповещение руководящего состава службы;
- получение указаний от главы города на выполнение первоочередных мероприятий гражданской обороны групп;
- постановка задач руководящему составу службы на выполнение первоочередных мероприятий групп в установленные планом сроки;
- осуществление контроля за ходом выполнения первоочередных мероприятий гражданской обороны групп;
- доклад главе города о ходе выполнения первоочередных мероприятий гражданской обороны групп;
с введением общей готовности гражданской обороны:
- оповещение руководящего состава службы;
- получение указаний от главы города на выполнение плана гражданской обороны службы в полном объеме;
- постановка задач руководящему составу службы на выполнение мероприятий общей готовности (с учетом выполнения первоочередных мероприятий 1-й и 2-й групп, если они не были выполнены ранее);
- осуществление контроля за ходом выполнения на объектах службы мероприятий общей готовности и представление доклада главе города об их выполнении;
с получением распоряжения на выполнение мероприятий эвакуации и рассредоточения:
- оповещение руководства службы о получении распоряжения Правительства РФ на выполнение эвакомероприятий;
- постановка задач на организацию и проведение в установленном порядке эвакуации и рассредоточения рабочих, служащих службы и членов их семей;
- осуществление руководства ходом выполнения эвакомероприятий на объектах службы;
- представление доклада главе города о ходе выполнения эвакомероприятий;
Силами и средствами спасательной службы убежищ- и укрытий города являются нештатные аварийно-спасательные формирования (звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны), создаваемые на объектах экономики, жилищно-коммунального хозяйства, имеющих коллективные средства защиты.
Общее количество НАСФ и их численность определяется с учетом характера, объема выполняемых задач, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств, местных условий. Их укомплектование личным составом, оснащение специальной техникой и имуществом осуществляется руководителями предприятий и организаций, имеющих защитные сооружения гражданской обороны.
Контроль за готовностью НАСФ, укомплектование их личным составом, техникой и материально-техническими средствами возлагается на начальника спасательной службы убежищ и укрытий города.
Связь спасательной службы убежищ и укрытий города с общественностью и средствами массовой информации осуществляется группой внештатных помощников начальника службы по пропаганде ГО, РСЧС.
Эта работа планируется на год и на месяц и должна быть направлена на глубокое всестороннее разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны, гуманного характера их целей и задач, роли и места в общественной системе оборонных, социально-экономических мероприятий, проводимых в Российской Федерации.
В службе проводятся мероприятия по пропаганде гражданской обороны, направленные на обучение населения, личного состава НАСФ действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая подготовку и оснащение подчиненных нештатных аварийно-спасательных формирований, обучение рабочих и служащих, осуществляется на предприятиях, в организациях за счет средств, выделяемых в административно-управленческие и эксплуатационные расходы.