Термин | Определение | Пример |
Анафора | Повтор слов в началах смежных отрезков речи | Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. (А.С. Пушкин) |
Аллитерация | Стилистически значимый повтор согласных звуков | Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авро р ы, звездою севера явись! (А.С. Пушкин) |
Антитеза | Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Архаизмы | Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы | Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза |
Ассонанс | Стилистически значимый повтор согласных | Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм. (А.С. Пушкин) |
Бессоюзие | Пропуск союзов при перечислении | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А.С. Пушкин) |
Вопросно-ответное единство | Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает | Что такое русский язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки, которая всегда мне очень нравилась: «» Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ее, а также для словесной речи или, у животных, для отдельных звуков» (П.А Клубков) |
Гипербола | Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета | У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями (Н.В. Гоголь) |
Градация | Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления | Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н.В Гоголь) |
Диалектизмы | Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах) | Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе) |
Жаргонизмы | Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный) | Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура) |
Звукоподражание | Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы | Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава) |
Именительный представления | Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания | Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А.С Пушкин) |
Инверсия | Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию | Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.С. Пушкин) |
Ирония | Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. (А.С. Пушкин) |
Историзмы | Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке | Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол |
Книжная лексика | Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического | Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной |
Лексический повтор | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор | Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов) |
Литота (преуменьшение) | Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета | Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов) |
Метафора | Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора | Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин) |
Метонимия | Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение | 1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита» |
Многосоюзие | Намеренные повторы союзов и, да, или. | Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) |
Неологизмы | Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века | Тостер, парковка, менеджер, горячая точка. |
Неполные предложения | Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь | Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» (А.С. Пушкин) |
Однокоренные слова | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) |
Оксюморон | Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью | «Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия | Утешится безмолвная печаль, и резваязадумается младость. (А.С. Пушкин) |
Перифраза (перифраз) | Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки | Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти) |
Разговорная лексика | Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе | Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты) |
Риторический вопрос | Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин) |
Риторическое восклицание | Придание высказыванию восклицательной интонации | Ну как не порадеть родному человеку! (А.С. Грибоедов) |
Синекдоха | Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного | Всё спит – и зверь, и человек, и птица. (Н.В. Гоголь) Пуще всего береги копейку. (Н.В. Гоголь) |
Синтаксический параллелизм | Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков | Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) |
Сравнение | Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение | 1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». (А.С. Пушкин) 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону |
Стык | Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи | Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский) |
Термины | Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства | Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие |
Умолчание | Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг | Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин) |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы | Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др. |
Экспрессивная книжная лексика | Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи | Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. (А.С. Пушкин) Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. (А.С. Пушкин) |
Эпитет | Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения | Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор(А.С. Пушкин) |
Эпифора | Повторы слов в концах смежных отрезков речи | Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. | А. Историзмы |
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой) | Б. Лексический повтор |
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов) | В. Олицетворение |
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет) | Г. Фразеологизмы |
Д. Эпитет |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов) | А. Вопросно-ответное единство |
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) | Б. Гипербола |
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь) | В. Многосоюзие |
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин) | Г. Риторический вопрос |
Д. Сравнение |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев) | А. Градация |
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин) | Б. Инверсия |
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский) | В. Оксюморон |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? | Г. Риторическое обращение |
Д. Синтаксический параллелизм |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца А.С. Пушкин | А. Антитеза |
2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. А.С. Пушкин | Б. Лексический повтор |
3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. А.С. Пушкин | В. Многосоюзие |
4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. А.С. Пушкин | Г. Риторическое восклицание |
Д. Эпитет |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи. А.С. Пушкин | А. Анафора |
2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? А.С. Пушкин | Б. Градация |
3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ. А.С. Пушкин | В. Лексический повтор |
4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья. А.С. Пушкин | Г. Риторический вопрос |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину. А.С. Пушкин | А. Антитеза |
2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья. А.С. Пушкин | Б. Метонимия |
3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам… А.С. Пушкин | В. Синтаксический параллелизм |
4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я! А.С. Пушкин | Г. Сравнение |
5. | Д. |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. А.С. Пушкин | А. Вопросно-ответное единство |
2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь. А.С. Пушкин | Б. Инверсия |
3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу. А.С. Пушкин | В. Метонимия |
4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты. А.С. Пушкин | Г. Синекдоха |
5. | Д. Риторический вопрос |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов) | А. Архаизм |
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… А.С. Пушкин | Б. Оксюморон |
3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. А.С. Пушкин | В. Риторический вопрос |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин) | Г. Сравнение |
5. | Д. Экспрессивный повтор |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. А.С. Пушкин | А. Бессоюзие |
2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село. А.С. Пушкин | Б. Контекстуальные антонимы |
3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла… А.С. Пушкин | В. Оксюморон |
4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад. А.С. Пушкин | Г. Перифраза |
5. | Д. Сравнение |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам. А.С. Пушкин | А. Гипербола |
2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. А.С. Пушкин | Б. Метафора |
3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной. А.С. Пушкин | В. Олицетворение |
4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес… А.С. Пушкин | Г. Синтаксический параллелизм |
5. | Д. Стык. |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов) | А. Архаизм |
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… А.С. Пушкин | Б. Оксюморон |
3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. А.С. Пушкин | В. Риторический вопрос |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин) | Г. Сравнение |
5. | Д. Экспрессивный повтор |
- Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере
1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца А.С. Пушкин | А. Антитеза |
2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. А.С. Пушкин | Б. Лексический повтор |
3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. А.С. Пушкин | В. Многосоюзие |
4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. А.С. Пушкин | Г. Риторическое восклицание |
Д. Эпитет |
ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс
1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
3. риторическое восклицание
4. сравнение
2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». (А.С. Пушкин)
1. антитеза
2. олицетворение
3. синтаксический параллелизм
4. сравнение
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)
1. метафора
2. олицетворение
3. сравнение
4. экспрессивная книжная лексика
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)
1. антитеза
2. антонимы
3. бессоюзие
4. метафора
5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (А.С. Пушкин
1. градация
2. контекстуальные антонимы
3. синекдоха
4. эпифора
6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (А.С. Пушкин
1. антитеза
2. многосоюзие
3. перифраза
4. развернутая метафора
7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (А.С. Пушкин
1. анафора
2. гипербола
3. ирония
4. литота
8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (А.С. Пушкин
1. вопросительно-ответное единство
2. гипербола
3. именительный представления
4. ряды однородных членов
9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)
1. именительный представления
2. перифраза
3. парцелляция
4. умолчание
10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
3. ирония
4. развернутая метафора
11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)
1. антитеза
2. градация
3. неполное предложение
4. эпитеты
12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)
1. парцелляция
2. эллипсис
3. метонимия
4. многосоюзие
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»
1.
2.
3.
4.
ОТВЕТЫ
- 1Д 2А 3Б 4Д
- 1Б 2В 3Г 4Д
- 1Б 2А 3Д 4Г
- 1В 2Д 3Б 4Г
- 1В 2Г 3Д 4А
- 1А 2Г 3Б 4В
- 1Б 2В 3А 4Д
- 1Г 2Д 3А 4В
- 1А 2Б 3Д 4В
- 1Г 2В 3А 4Б
- 2
- 4
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 3
- 3
- 4
- 4
- 1