РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«Б.1.Б.23 Логика»
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Направление подготовки
42.03.02 Журналистика
(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль
(наименование направленности (профиля) образовательной программы)
Тип образовательной программы
Программа прикладного бакалавриата
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Оренбург 2015
Рабочая программа дисциплины « Б.1.Б.23 Логика » /сост.
И.Р. Габдуллин - Оренбург: ОГУ, 2015
Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика
© Габдуллин И.Р., 2015 | |
© ОГУ, 2015 |
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины............................................................................................ | |
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы................................................... | |
3 Требования к результатам обучения по дисциплине.................................................................... | |
4 Структура и содержание дисциплины........................................................................................... | |
4.1 Структура дисциплины................................................................................................................ | |
4.2 Содержание разделов дисциплины............................................................................................. | |
4.3 Практические занятия (семинары)............................................................................................... | |
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины......................................................................... | |
5.1 Основная литература..................................................................................................................... | |
5.2 Дополнительная литература......................................................................................................... | |
5.3 Периодические издания................................................................................................................ | |
5.4 Интернет-ресурсы.......................................................................................................................... | |
5.5 Программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий.............................................. | |
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................................................................. | |
Лист согласования рабочей программы дисциплины..................................................................... | |
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины....................................................... | |
Приложения: | |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.......................................................................................................................................... | |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины......................................... |
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины:
Сформировать способность к использованию в профессиональной деятельности знания традиционных и современных проблем логики, методов и приемов логического анализа научных текстов, логически правильного устного и письменного изложения базовых знаний
Задачи:
- усвоить базовые понятия, принципы и законы современной логической теории;
- иметь представление об основных проблемах в истории логики;
- различать истинность и правильность рассуждений, опираясь на их форму и отвлекаясь от их содержания;
- уметь логически правильно анализировать научные тексты.
- владеть основными методами и приемами построения логически правильного рационального познания;
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)»
Пререквизиты дисциплины: Б.1.Б.10 Математика и информатика, Б.1.Б.11 Концепции современного естествознания
Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины
Предварительные результаты обучения, которые должны быть сформированы у обучающегося до начала изучения дисциплины | Компетенции |
Знать: - основные направления и концепции современного естествознания; - основные принципы научной методологии; Уметь: - критически оценивать и соотносить знания в области общегуманитарных социальных наук применительно к профессиональной журналистской деятельности Владеть: - первичными навыками использования естественнонаучных методов и приемов в контексте своей социальной и профессиональной деятельности | ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности |
Знать: - базовые технические операции и приемы, формируемые в математике и информатике, применяемые в медиосфере и инфографике Уметь: - использовать современные информационные технологии при освоении учебного материала; - ориентироваться в современном когнитивном пространстве и тенденциях медиасферы; Владеть: - основными приемами математической обработки и систематизации информации; | ОПК-20 способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ |
Постреквизиты дисциплины: Б.1.Б.21 Система средств массовой информации
Требования к результатам обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения
Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций | Формируемые компетенции |
Знать: - логическое обоснование мировоззренческой функции философии; - место и роль логической культуры в общей системе мировоззренческих позиций; Уметь: - логически правильно формулировать личные мировоззренческие позиции; Владеть: - формально-логическими способами выражения мировоззренческой позиции. | ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Знать: - логические критерии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества; Уметь: - логически обосновывать занимаемую гражданскую позицию и логически непротиворечиво соотносить с историческим развитием общества Владеть: - методами и приемами логического анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества | ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать: - критерии логически правильной организации самостоятельной образовательной интеллектуальной деятельности; Уметь: - самостоятельно осуществлять последовательную и рационально обоснованную учебную, научно-исследовательскую и профессионально ориентированную деятельность; Владеть: - первичным формально-логическим инструментарием самоорганизации и самообразования; | ОК-8 способностью к самоорганизации и самообразованию |
Знать: - логические принципы анализа и оценки отбора актуальных тем и проблем для публикаций; Уметь: - распознавать логически когерентную информацию; - логически анализировать и проверять собранную информацию на предмет соответствия базовым логическим законам Владеть: - методами дедуктивного вывода, индуктивного обобщения и формировании логически аргументированной профессиональной позиции при обработке собранной информации. | ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа |
4 Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).
Вид работы | Трудоемкость, академ. часов | |
3 сем. | всего | |
Общая трудоёмкость | ||
Контактная работа: | 34,25 | 34,25 |
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) | 0,25 | 0,25 |
Самостоятельная работа: | 73,75 | 73,75 |
- выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); написание реферата (Р); - самостоятельное изучение разделов; - самоподготовка. | ||
Вид итогового контроля | зачет |
Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | |||
всего | аудитор. работа | внеауд работа | |||
Л | ПЗ | ||||
Предмет логики и логический анализ языка. | |||||
Введение в классическую логику высказываний и логику предикатов. | |||||
Основные формы мышления | |||||
Дедуктивные выводы | |||||
Правдоподобные рассуждения | |||||
Логические основы аргументации | |||||
Логика научного познания. | |||||
Итого: |
Содержание разделов дисциплины
1. Предмет логики и логический анализ языка. Структура познавательной деятельности. Абстрактно-логическая форма сознания как ядро рациональной познавательной деятельности. Рассуждение как форма познания. Понятия логической формы, логического следования и логической правильности. Основные логические законы-принципы и требование к логической культуре мышления. Язык как знаковая система. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка. Основные семантические категории языка. Основные типы языковых выражений.
2. Введение в классическую логику высказываний и логику предикатов. Алфавит логики высказываний. Понятие формулы логики высказываний. Виды формул логики высказываний. Таблицы истинности и общие принципы их построения. Способы проверки истинностных значений формул и правильности умозаключений в логике высказываний. Базовые категории синтаксиса логики предикатов. Категории переменной, логической константы, терма и формулы в логике предикатов. Интерпретация языковых выражений на языке логики предикатов.
3. Основные формы мышления. Понятие как форма мышления. Процесс образования понятий. Логическая структура и основные характеристики понятий. Полная логическая характеристика понятия. Виды логических отношений между понятиями. Операция ограничения и обобщения понятий. Деление понятий и логические правила деления понятий. Классификация как прием познания. Операция определения. Правила определения понятий. Суждение как форма мышления. Суждение и высказывание. Виды суждений. Простое категорическое суждение. Логические отношения между простыми высказываниями. Виды сложных суждений. Операции логического отрицания для простых и сложных суждений. Рассуждение как форм мышления. Умозаключение как основная форма логического рассуждения. Общелогическая структура рассуждения.
4. Дедуктивные выводы. Демонстративные и недемонстративные рассуждения. Умозаключения из простых высказываний. Непосредственные выводы по логическому квадрату. Непосредственные умозаключения путем преобразования посылок. Простой категорический силлогизм: структура, правила, фигуры и модусы. Основные виды умозаключений из сложных высказываний.
5. Правдоподобные рассуждения. Понятия индуктивного следования и правдоподобного вывода. Вывод путем обратной дедукции и гипотетико-дедуктивный метод в научном познании. Виды индуктивных выводов. Полная и неполная индукция. Статистическая индукция. Причинная зависимость и причинная связь. Исключающая индукция и методы установления причинных связей. Умозаключения по аналогии.
6. Логические основы аргументации. Аргументация как форма мыслительной деятельности. Общая логическая структура аргументации. Доказательная и недоказательная аргументация. Виды доказательств. Опровержение и критика в аргументации. Основные правила аргументации. Типичные логические ошибки в аргументации. Логико-эпистемические и социально-психологические аспекты аргументации.
7. Логика научного познания. Основные формы развития научного познания: проблема, гипотеза, теория. Понятие познавательной проблемной ситуации. Вопросно-ответная форма рассуждения. Виды и функции гипотез в научном познании. Теория как форма и система знания. Виды и способы построения теорий.
4.3 Практические занятия (семинары)
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
Предмет логики и основные категории логической теории. | |||
Логика высказываний и логика предикатов | |||
Понятие как форма мышления | |||
Простые и сложные высказывания | |||
Дедуктивные умозаключения | |||
Правдоподобные рассуждения. | |||
Логические основы аргументации | |||
Основные формы развития научного познания | |||
Итого: |