Несмотря на многообразие семейства роторных насосов можно выделить ряд общих черт.
Преимущества:
• Значительно более равномерная подача по сравнению с возвратно-поступательными насосами. Однако осуществление полностью равномерной подачи данными насосами невозможно из-за конструктивных особенностей.
• Обратимость, выражающаяся в возможности роторных насосов работать в режиме гидромотора.
• Исключение из конструкции клапанов, что влечет за собой снижение потерь мощности при работе и увеличении общего КПД насоса.
• Роторные насосы способны работать с высокой частотой вращения и по быстроходности опережают поршневые и плунжерные насосы.
Недостатки:
• Повышенные требования к перекачиваемой среде. Поскольку герметичность в большинстве роторных насосов обеспечивается за счет плотного прилегания подвижных частей к неподвижным, перекачиваемая среда не должна оказывать на детали насоса абразивного воздействия и быть неагрессивной по отношению к материалу проточной части.
• Сложность конструкции относительно возвратно-поступательных насосов, что влечет за собой снижение надежности и увеличение стоимости обслуживания и производства.
Вопросы сливщикам
Ø Что должен знать и уметь сливщик-разливщик?
Должен знать:
ü основные физико-химические свойства сливаемых и наливаемых продуктов;
ü правила обращения с вредными и ядовитыми продуктами;
ü свойства, правила приема, передачи и слива жидких продуктов;
ü технологическую схему сливо-наливных операций;
ü требования государственных стандартов к качеству тары и ее укупорке;
ü требования государственных стандартов к продукции;
ü нормы разлива продукции в тару.
Должен уметь:
ü производить прием продукта в разные хранилища;
ü производить расстановку вагонов-цистерн под сливо-наливные стояки железнодорожной эстакады;
ü производить разлив продукции на автоматических и полуавтоматических машинах в разливочную тару;
ü доводка и опускание шлангов сливоналивных стояков в люки;
ü закрытие и открытие задвижек на стояках;
ü производить зачистку вагонов-цистерн, автоцистерн от остатков продуктов;
ü производить подогрев цистерн и коммуникаций;
ü производить учет сливаемых и наливаемых продуктов.
Ø Сливо - наливные операции. Схемы способов слива
Для проведения операций по сливу и наливу железнодорожных цистерн на нефтебазах оборудуются сливо-наливные эстакады, оборудованные сливо-наливными устройствами, подводящими трубопроводами с коллекторами, насосами и другим оборудованием, позволяющим принимать цистерны всех типов.
Нефтегрузовые операции на эстакадах могут проводиться одновременно с несколькими или одиночными цистернами, причем часто применять закрытый и открытый способы слива и налива цистерн.
К закрытому способу слива и налива нефтепродуктов относится такой способ, который применяют только при полной герметизации технологического оборудования и приборов, соединяющих цистерны с приемораздаточными трубопроводами. При такой системе герметизации исключается возможность контакта струи перекачиваемого нефтепродукта с атмосферным воздухом. Достоинством такого способа является и то, что сокращаются или даже исключаются потери нефтепродуктов от испарения и проливов, а также снижается пожароопасность.
К открытому способу слива и налива цистерн относится способ, при котором отсутствует полная герметизация оборудования и наблюдается разбрызгивание нефтепродукта.
В связи с требованиями противопожарной безопасности слив и налив нефтепродуктов с температурой вспышки до 61°С (т.е. легковоспламеняющиеся нефтепродукты) должен осуществляться закрытым способом.Мазуты, масла и высоковязкие нефтепродукты допускается сливать и наливать открытым способом.
При эксплуатации нефтебазового хозяйства используются, в основном, следующие способы слива и налива нефтепродуктов:
ü слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн через горловину цистерн (верхний слив цистерны);
ü слив нефтепродуктов через нижние сливные приборы (нижний слив);
ü налив нефтепродуктов в ж.д. цистерны через горловины (верхний налив);
ü слив нефтепродуктов из ж.д. цистерн через нижние сливные приборы в желоб или емкость, расположенные непосредственно под рельсами или вдоль них (межрельсовый слив цистерн).
Существующие способы слива и налива цистерн характеризуются технологическими схемами слива и налива железнодорожных цистерн.
Ø Требования безопасности при наливе нефтепродуктов в автоцистерну
При наливе н/п в автоцистерну запрещается:
ü - производить налив а/ц падающей струей
ü - производить налив а/ц неисправных автомобилей
ü - производить налив а/ц не закрепленных упорными колодками
ü - производить налив а/ц не оборудованных первичными средствами пожаротушения
ü - производить налив а/ц при работающем двигателе
ü - производить налив а/ц не присоединенных к контуру заземления
ü - производить налив а/ц с отсутствующими информационными таблицами системы информации об опасности
ü - производить налив а\ц при проливах н/п
Ø Универсальный сливной прибор
Универсальный сливной прибор (рис. 1) цистерн общего назначения служит для слива груза из котла, а при необходимости налива снизу при помощи насоса.
Рис. 1. Конструкция универсального сливного прибора.
Сливной прибор крепится к нижнему листу средней части котла. Слив производится через патрубок 8, приваренный к седлу клапана 3. Прибор состоит из штанги 2 и 9, клапана 3, крышки 11 с запорным устройством 6. Открытие и закрытие клапана осуществляются вращением воротка 1, соединенного со штангой 9. В нерабочем положении вороток 1 должен быть опущен в горловину люка-лаза. Перед сливом крышка с запорным устройством должна быть отведена в сторону и подвешена на крючке 5. Прибор имеет патрубок 7 для подачи пара или горячей воды в полость 4 для разогрева груза в приборе.
В настоящее время на все вновь строящиеся цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов устанавливаются сливные приборы с тремя независимыми затворами (рис. 2).
Рис. 2. Сливной прибор с тремя независимыми затворами.
Ø Подогрев нефти и нефтепродуктов. Назначение подогрева
Если светлые нефтепродукты (бензин, керосин) легко транспортируются по трубопроводам в любое время года и операции с ними не вызывают особых затруднений, то операции с темными нефтепродуктами (мазутом, смазочными маслами) вызывают значительные трудности. Объясняется это тем, что темные нефтепродукты при понижении температуры воздуха становятся более вязкими, теряют текучесть и их транспортирование без подогрева становится невозможным.
Нефтебазы в общем случае оперируют большим количеством нефтепродуктов, имеющих высокие вязкость и температуру застывания (табл. 1).
Таблица 1