Дом Учителя Уральского федерального округа
VIII Международная Олимпиада по основам наук
Третий этап. «Высшая лига»
Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна, доктор
физико-математических наук, профессор кафедры общей и молекулярной физики
Центра классического образования Уральского федерального университета
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Автор-составитель заданий: Алексина Ирина Валерьевна, к.ф.-м.н., г.Екатеринбург
Рецензент проекта по физике: Колчанова Светлана Геннадьевна, кандидат
физико-математических наук, доцент кафедры общей и молекулярной физики
Центра классического образования Уральского федерального университета
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Физика 8 класс
Проводится в честь Александра Николаевича Скринского, академика РАН
Время выполнения работы 1 час 30 минут
Инструкция по выполнению работы
Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 3 балла. Задания закрытой формы с выбором трех ответов из шести.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 5 баллов. Задания на соответствие - 4 и на последовательность - 1 с 5 элементами.
Часть 3 состоит из 5 наиболее сложных заданий (11 – 15), оцениваемых в 8 баллов. Задания на соответствие – 2 с восемью и четырьмя элементами, на последовательность – 2 с четырьмя и семью элементами. Составное задание закрытого типа с 4 подзаданиями, которые оцениваются в 2 балла, с выбором одного правильного ответа из 4.
Часть 4 состоит из 1 составного задания (16) открытого типа, оцениваемого в 20 баллов. В составном задании 4 подзадания, оцениваемых в 5 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Фамилия | Имя | Отчество | Населенный пункт | Область/ край | Образовательное учреждение № | код ученика | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||
Задание | 15.1 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 15.2 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 15.3 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 15.4 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 16.1 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 16.2 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 16.3 | |||||||||||||||||||||||
Задание | 16.4 | |||||||||||||||||||||||
Ниже приведены справочные данные, которые могут вам понадобиться при выполнении заданий
постоянная g | g=10 Н/кг | удельное сопротивление меди | 0,0175 |
плотность воды | 1000 кг/м3 | удельная теплоемкость воды | 4200 |
плотность меди | 8900 кг/м3 |
Первая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 1-5 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в порядке возрастания в таблице ответов.
1. На рисунке изображены графики пути движения двух поездов. Какие утверждения являются верными?
1) один поезд вышел раньше другого на 30 минут
2) скорости поездов равны 100 км/ч и 20 км/ч
3) расстояние между пунктами, из которых вышли поезда, равно 90 км
4) поезда встретились через 1 час после начала движения поезда с меньшей скоростью
5) расстояние между пунктами, из которых вышли поезда, равно 80 км
6) скорости поездов равны 70 км/ч и 40 км/ч
2. Какие из нижеприведенных утверждений являются верными?
1) В процессе теплопередачи энергия всегда передается от тела с более высокой температурой к телу с менее высокой температурой
2) В процессе теплопередачи энергия всегда передается от тела с большей внутренней энергией к телу с меньшей внутренней энергией
3) Процесс теплопередачи является обратимым
4) Процесс теплопередачи является необратимым
5) Внутреннюю энергию тела можно изменить только в процессе теплопередачи
6) Внутреннюю энергию тела можно изменить в процессе теплопередачи и/или совершая механическую работу
3. Из нижеприведенных утверждений выберите факты из биографии Александра Николаевича Скринского.
1) закончил Московский физико-технический институт (МФТИ)
2) ученик Г.И. Будкера
3) научные работы посвящены изучению магнитных явлений
4) участвовал в разработке метода «электронного охлаждения»
5) основные работы посвящены физике и технике ускорителей, физике высоких энергий
6) возглавляет Институт ядерной физики Дальневосточного отделения РАН
4. Состоящее из двух соприкасающихся частей A и B незаряженное тело внесли в электрическое поле отрицательного заряда. Затем эти части тела раздвинули (см. рисунок). Какими электрическими зарядами будут обладать эти части после разделения?
1) A – отрицательным, если тело металлическое
2) A – положительным, если тело металлическое
3) B – отрицательным, если тело металлическое
4) B – положительным, если тело металлическое
5) оба A и В останутся нейтральными, если тело стеклянное
6) оба A и В останутся нейтральными, если тело металлическое
5. На рисунке изображена электрическая схема.
Выберите верные утверждения:
1) сила тока через резисторы R1и R2одинакова
2) сила тока через резисторы R1и R4одинакова
3)напряжение на резистореR1в 2 раза больше
напряжения на резистореR2
4) напряжение на резисторе R3в 1,5 раза меньше напряжения
на резисторе R4
5) отношение количеств теплоты , выделившихся на резисторах R1 и R4 за одно и то же время, равно 0,44
6) отношение количеств теплоты , выделившихся на резисторах R1 и R4 за одно и то же время, равно 1,36