Введение
Учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) как международной организации - это стратегическая реакция на тенденцию современного мирового экономического формирования.
Обострения технологической, энергетической, экологической проблемы мирового хозяйства не обошли стороной и государства с бывшей плановой экономикой, в которых экономические ситуации усложняют быстрые устаревания ее технических и технологических инфраструктур, а система стандартизаций и сертификаций продукций и услуг, а также законодательство еще не отвечают множеству современных требований мировой экономики.
Все это усложняет результативное включение экономики наших стран в модифицирующиеся системы международных экономических отношений.
Между тем в мировых хозяйствах усиливаются тенденции к глобализациям, принципиально меняется практика международного сотрудничества. Развивается новая система внутриотраслевых международных специализаций и коопераций в производствах, исследованиях, научно-технических и проектно-конструкторских выработках. Мировое хозяйство становится все наиболее единым. Расширяются обмены опытами и технологиями.
Так, можно сделать выводы, что целью созданий ЕврАзЭС является результативное продвижение процессов формирований Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также осуществление иных задач, которые определены в соглашении о Таможенном союзе 1995г., Договоре об углублениях интеграций в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996г. и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999г., подписанных пятью государствами.
Предмет настоящего исследования составляют главные положения основания и деятельности Евразийского экономического сообщества, а целью исследований выбран лишь один из многих аспектов - вопросы понятия, структуры, деятельности, перспективы формирования данного союза. Также в этой работе коротко описывается история становлений и развитий Евразийского экономического сообщества.
Методологическую базу работы составляет системный подход к исследованию теоретических, практических и законодательных положений, которые касаются вопросов основания и деятельности ЕврАзЭС.
Настоящее исследование базировано на работах русских учёных. Большое значение имеет научная работа Ю.Г.Кисловского. Его “История таможни государства Российского” без сомнений, имеет независимый характер и представляет собой, пожалуй, более выдающееся и основополагающее издание в этой области.
Евразийский экономический союз: состав и хронология
Предпосылки создания Евразийского экономического сообщества
«Интеграция как международный феномен предполагает согласования национально-государственного интереса на базе развития общих экономических, научно-технологических, информационных пространств, основание политического объединения в виде межгосударственных сообществ, содружеств, союзов». Одно из данных региональных объединений на территориях СНГ - Таможенный союз - появилось после подписаний в 1995 году соответственных соглашений между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. Базой договоренностей при этом были стремления к последующему формированию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений; признания международных общепринятых норм в экономических отношениях, которые ориентированы на правило ГАТТ/ВТО. Накопленные опыты по реализациям Соглашений о Таможенном союзе способствовали подготовкам и подписаниям наиболее масштабных документов о тесных взаимодействиях и сотрудничествах государств. 29 марта 1996 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублениях интеграций в экономической и гуманитарной областях в целях основания Сообщества интегрированных государств. Стороны договорились стремить совместные усилия на поэтапные углубления интеграций в экономике, науке, образовании, культуре и социальной области при соблюдениях суверенитета Сторон, принципа равноправий и взаимных выгод, нерушимостей имеющихся границ, невмешательств во внутренние дела друг друга. В 2000 году к Договору присоединилась Республика Таджикистан.
В качестве главных целей интеграций Договором установлены:
- последовательные улучшения условий жизни, защиты прав и свобод личностей, достижения социальных прогрессов;
· обеспечения устойчивых демократических формирований государств;
· формирования единых экономических пространств, предопределяющее результативное функционирование общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочих сил, формирование единой транспортной, энергетической, информационной системы;
· выработка минимального стандарта социальных защит граждан;
· создания равной возможности получений образования и доступов к достижению науки и культуры;
· согласования внешнеполитического курса, обеспечения достойных мест на международных аренах;
- совместная охрана внешних границ Сторон, борьба с преступностью и терроризмом.
В соответствиях с Договором были учреждены органы управлений интеграцией: Межгосударственный Совет, Совет глав правительств, Межпарламентский Комитет, Интеграционный Комитет.
В нынешнее время "пятерка" объединяет государства, которые обладают довольно крупными совокупными экономическими потенциалами и значительно сближают национальные законодательства и хозяйственные механизмы. Это позволило поставить наиболее масштабные задачи на пути интеграций, которые сформулированы в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, правовой базой которого служат общепризнанные нормы и принципы международного права и национальные законодательства Сторон.
Договором от 26 февраля 1999 года предопределялось поэтапное развитие единого экономического пространства [15, 84c].
Первый этап имеет целью завершения формирований Таможенного союза и единой таможенной территории. Второй этап предполагает основание Единого экономического пространства, который включает общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проведения общей экономической политики, функционирования единых инфраструктур, завершения гармонизаций законодательств Сторон. На последующем этапе экономического сотрудничества будут развиваться и согласовываться критерии главных макроэкономических показателей.
За время, которое прошло после подписаний указанного Договора, были достигнуты установленные положительные итоги как в проведениях согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в деле сближений и унификаций национальных законодательств. Отменены тарифные и количественные ограничения во взаимных торговлях, введены по большинству номенклатуры товаров общие таможенные тарифы, реализовывались согласованные меры нетарифных регулирований. В стадиях осуществления находится основание единой таможенной территории и контроль за товаром и транспортными средствами, которые перемещаются между государствами - членами Таможенного союза, намечены конкретные пути по проведениям согласованных структурных перестроек экономик, установлены главные устремления сотрудничества в гуманитарных сферах на ближайшие годы, которые позволяют ускорить процессы адаптаций граждан к новому социально-экономическому условию.
В то же время объективная логика формирования сотрудничества между государствами - участниками Таможенного союза, осознанные стремления народа к ускоренным реальным интеграциям требуют поисков новых, наиболее тесных организационных форм сотрудничеств и взаимодействий, совершенствований механизма взаимоотношения между государствами.
В связи с этим 23 мая 2000 года Межгосударственный Совет принял решения о формированиях на базе Таможенного союза новой международной организации, которая будет наделена функциями, связанными с вступлениями в ВТО, формированиями внешней таможенной границы, проведениями единой внешнеэкономической политики, тарифами и ценами, обеспечениями других составляющих функционирований общих рынков. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) подписан Договор об учреждениях Евразийского экономического сообщества.