На занятии отрабатываются основы генеалогической классификации языков, умение относить конкретные языки к определенной языковой семье, ветви (группе) и подгруппе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение курса должно осуществляться систематически, последовательно на протяжении всего семестра. Самостоятельная работа студента включает в себя:
- работу с учебником и конспектами лекций;
- чтение дополнительной литературы;
- подготовку к ответу на занятии;
- выполнение практических заданий;
- выполнение контрольных работ и работы над ошибками;
- подготовку к экзамену.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:
- Звуковой закон. Исторические и позиционные чередования звуков.
- Происхождение и развитие письма.
Темы контрольных работ:
1) Фонетическая транскрипция текста.
2) Физиолого-акустическая характеристика звуков.
3) Итоговая контрольная работа по фонетике и фонологии.
4) Грамматический анализ словоформы.
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.
2. Язык как общественное явление, его основные функции.
3. Язык и речь. Язык и мышление.
4. Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.
5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. Артикуляция и артикуляционная база языка.
6. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Деление звуков на гласные и согласные. Классификация гласных звуков.
7. Классификация согласных звуков.
8. Звук речи как социальное явление. Фонема и ее дифференциальные признаки. Система фонем.
9. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Вариант фонемы.
10. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем.
11. Звуковой закон. Позиционные и исторические чередования звуков.
12. Слово как единица языковой системы и предмет лексикологии. Проблема выделения слова в речи.
13. Лексическое значение слова, его составляющие.
14. Многозначность слова и контекст. Отличие многозначности от омонимии.
15. Переносные значения слова и способы их образования.
16. Понятие о внутренней форме слова. Виды мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и с диахронной точек зрения.
17. Грамматическое значение слова.
18. Грамматическая форма слова. Лексема и словоформа.
19. Грамматические категории слов, их типы. Грамматические категории и части речи.
20. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков.
21. Аффиксация как одно из грамматических средств. Типы аффиксов.
22. Язык как система. Единицы языка и их иерархия в языковой системе.
23. Уровень языковой системы. Системные отношения между единицами одного уровня языковой системы.
24. Проблема происхождения языка, различные подходы к ее решению.
25. Закономерности исторического развития языка. Дифференциация и интеграция как основные процессы развития и взаимодействия языков.
26. Языки народностей и национальные языки. Литературный язык как подсистема национального языка.
27. Язык и культура.
28. Генеалогическая классификация языков и ее значение. Характеристика основных языковых семей.
29. Характеристика индоевропейской языковой семьи.
30. Славянские языки и их классификация.
31. Лингвистическая карта мира и России.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с. – 30 экз.
2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009 – 288 с. – 100 экз.
3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. русский язык и литер./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с. – 40 экз.
4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 536 с. – 100 экз.
5. Теория языка [Текст]: методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с. – 11 экз.
6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с. – 40 экз.
Дополнительная
1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Тест]: учеб. пособие для студ. филолог. спец. высш. учеб. заведений/Н.Ф. Алефиренко. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. – 30 экз.
2. Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с. – 50 экз.
3. Калабина, С. И. Практикум по курсу "Введение в языкознание" [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1983. – 112 с. – 92 экз. SUPERLINGUIST.com
Статьи в п ериодических изданиях
1. Болотов В.И. А.А.Потебня и когнитивная лингвистика // Вопросы языкознания. – 2008. – №2 – С. 82 – 96. – https:// elibrary.ru
2. Касаткин Л.Л. О природе фонемы // Вопросы языкознания. – 2009. – №2 – С. 92 – 102. – https:// elibrary.ru
3. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – №1 – С. 5 – 12. – https:// elibrary.ru
4. Кузнецов В.Г. Социально значимые концепты в синхронии и диахронии // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №4 – С. 38 – 45. – https:// elibrary.ru.