Правила поведения в природе.
- Прежде чем поговорить о воде, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?
- Можно ли кричать на лугу или в лесу?
- Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?
- Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?
- Можно ли разжигать костер?
- Можно ли разбрасывать мусор?
- Можно ли слушать тишину?
- Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.
3. - Чтобы нам было веселее давайте отгадаем загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.
З А Г А Д К И
1. | Я – и туча и туман, И ручей и океан, И летаю и бегу, И стеклянной быть могу. Вода |
2. | Течет, течет – Не вытечет. Бежит, бежит – Не выбежит. Река |
3. | Без крыльев – лечу, Без ног – бегу, Без паруса – плыву. Облако |
4. | В белом бархате деревья – И заборы, и деревня. А как ветер нападает, Этот бархат опадает. Иней |
5. | Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман |
6. | Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. Лед |
7. | Из воды родился И в воду превратился. Снег |
4.
Воду нужно использовать рационально.
Учитель спрашивает детей:
- Любите ли вы купаться в ванне и под душем?
Ответы детей.
Учитель: Ребята, иметь возможность пользоваться в любое время ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что грязные стоки попадают в реки и озера, поэтому вода в них перестала быть чистой и, прежде чем вода поступит в водопровод, её приходиться очищать. Если чистая вода течет без пользы, то она попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистительные сооружения. Эти сооружения работают на пределе. Если кран остается открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличено количество грязной воды и нагрузка на очистительные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но её качество год от года ухудшается. Чистую воду надо беречь!
А для чего еще нужна вода?
Дети: Для приготовления пищи, в производстве, в сельском хозяйстве, в медицине, в быту, здоровье, водная дорого, электроэнергия.
Учитель: наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. Их больше, чем суши. На каждые 100 литров воды приходится лишь 2 л пресной. Неравномерно распределена питьевая вода на Земле. Есть места, куда её привозят на машинах в цистернах. Представьте такую картину: «огромное море воды, а на его берегу в поселке берут воду из машины – цистерны и бережно несут её, чтобы не расплескать ни капли. В таких местах люди умеют беречь воду. А умеете ли вы беречь воду?
Учитель: Давайте составим правила пользования водой.
6. Правила пользования водой.
1. Плотно закрывай кран.
2. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
3. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
4. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
5. Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
7. Эмблема «Берегите воду»
8. Ребята подготовили устный журнал: «Это Интересно знать»
Еще я предлагаю вам игру «Будь внимательным».
Предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки.На другой – тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача – найти отличия.
- Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?
- Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
7. Эксперимент - «Вода на планете Земля».
Педагог приглашает одного из обучающихся принять участие в демонстрации опыта.
2. Наполним литровую колбу водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на Земле в замороженном состоянии.
5. Одну пипетку выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
6. В оставшуюся воду добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.
Вопрос:
1. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озерах и почве)
Педагог подводит итог занятия:
— Как вы видите ребята, воды на Земле много, но ту которую мы с вами можем пить, которую могут пить животные, растения остается очень мало. И её нужно беречь!
VI. Подведение итогов.
-Что нового вы узнали о воде?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!