Тема 2
ВИДЫИ ФОРМЫОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все многообразие предпринимательской деятельности может, быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам. Рассмотрим некоторые из них.
Виды предпринимательства по роду деятельности
Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла — производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением, можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое предпринимательство. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
Кроме этого в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира, в том числе и в России, выделяется таков самостоятельный вид предпринимательства, как консультативные (консалтинг).
В то же время каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов. Они представлены на рис.1.
ВИДЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА |
Производственное |
Инновационное |
Научно-техническое |
Производство товаров |
Коммерческое |
Финансовое |
Консультативное |
Торговое |
Торгово- закупочное |
Банковское |
Страховое |
Общее управление |
Администрирование |
Финансовое управление |
Аудиторское |
Торгово- посредническое |
Оказание услуг |
Производственное потребление товаров |
Информационное |
Фондовые биржи |
Управление кадрами |
Маркетинг |
Производство |
Информационные технологии |
Специализированные услуги |
Торговые биржи |
Рис.1. Виды предпринимательства по роду деятельности
Основу производственного предпринимательства составляет:
производство — материальное и интеллектуальное. Это один из самых сложных видов деятельности, направленный на создание вещей ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар.
Производственное предпринимательство — это производство товаров, строительных работ, транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, обучение, выпуск печатной продукции и др. Выбор вида бизнеса предполагает изучение предпринимательской среды с точки зрения того, насколько производимая продукция (товар, услуга) необходимы потенциальному потребителю, т.е. маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка.
Таким образом, основная область деятельности этого вида предпринимательства — производство материальных и нематериальных благ, осуществляемое за счет собственных или заемных средств под свою имущественную ответственность и на свой риск. В конце XX в. в России при переходе к рыночной экономике именно эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.
Схема производственного предпринимательства такова: после изучения и анализа рынка предприниматель приобретает или арендует основные средства — помещения и оборудование; закупает оборотные средства — материалы и комплектующие; привлекает рабочую силу, организует управление. В результате изготовленный товар продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговому посреднику. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы производство окупилось, доход превысил расходы, включая налоги.
Таким образом, предприниматель заинтересован в том, чтобы вся произведенная им продукция была реализована. Реализованной может считаться как отгруженная (отпущенная), фактически оплаченная продукция (товар, услуга), так и продукция, платеж за которую еще не поступил на расчетный счет предприятия или в счет которого получены векселя. С целью снижения риска банкротства предприниматель должен заключать сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства на договорной основе. В условиях появления на рынке более новых товаров важно, чтобы они не залеживались, а финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег.
Производственное предпринимательство -процесс производства конкретныхтоваров, осуществления работ, оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям).
Производственное предпринимательство - ведущий вид предпринимательства, включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.
Сильные стороны производственного предпринимательства: имеет наибольшееобщественное значение, пользуется значительной государственной поддержкой, необходимой для своего развития.
Слабые стороны производственного предпринимательства: зависит от уровняразвития рыночной экономики; подвергается значительному государственному регулированию в форме лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. высокий риск; невысокий уровень рентабельности; значительная величина первоначального капитала.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства являются товарные биржи и торговые предприятия. Этот вид предпринимательства включает операции и сделки по купле и продаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности, однако в отличие от нее здесь вместо приобретения материальных ресурсов для производства приобретается готовый товар, который в дальнейшем и реализуется потребителям.
Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товара. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам.
В период перехода к рыночной экономике коммерческим предпринимательством занимались преимущественно индивидуальные предприниматели. Поскольку от коммерческого предпринимательства можно быстро получить отдачу, эта сфера деятельности в первую очередь стала стремительно развиваться после падения социалистического строя. Туда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них были и те, кого раньше относили к представителям так называемой теневой экономики. В настоящее время наряду с предприятиями малого и среднего бизнеса развиваются крупные торговые предприятия. Существует множество оптовых и розничных торговых сетей, предприятия которых расположены в разных городах России.
Коммерческая деятельность обеспечивает предпринимателю достаточно высокую прибыль (по данным журнала «Форбс», владельцы торговых сетей «Эльдорадо», «КОПЕЙКА», «Магнит» и некоторых других в 2010 г. вошли в десятку самых богатых людей России). Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10—12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая — 20—30%, а нередко и выше.
Сильные стороны коммерческого предпринимательства: высокая рентабельность; быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала; относительно невысокий риск; относительная простота самих операций.
Слабые стороны коммерческого предпринимательства: высокая зависимость отуровня развития производства и профессиональных качеств персонала; незначительная государственная регламентация.
Сфера деятельности финансового (или финансово-кредитного) предпринимательства — обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5—10%.
На рынке денег, валюты и ценных бумаг участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, финансовые институты, предприятия, организации и физические лица — предприниматели. Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, вкладов, ценных бумаг, он включает рынок капитала (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги) и денежный рынок (краткосрочные кредиты, ценные бумаги и т.п.).
Финансовое предпринимательство можно также считать разновидностью коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи которого выступают деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры). Происходит продажа одних денег за другие в прямой или косвенной форме. Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром выступают финансовые активы. Предприниматель в этом виде бизнеса начинает работу с анализа денежно-финансовых рынков и маркетинговой деятельности. Различают следующие формы финансового предпринимательства:
—эмиссия ценных бумаг (собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги предприниматель продает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара»);
—покупка ценных бумаг самим предпринимателем за определенную сумму, а затем продажа их другому покупателю за большую сумму;
—сделка активная — размещение своих активов (срочное и бессрочное; отдача тому или другому обществу ценных бумаг на хранение, денег на текущий счет);
—сделка «товар против фьючерсов» — фьючерсный контракт
передается покупателем продавцу одновременно с переходом титула
собственности на реальный товар от продавца к покупателю;
—сделка арбитражная — одновременная покупка и продажа одних и тех же или подобных бумаг для получения прибыли за счет разницы в курсах в биржевых центрах при относительно низкой степени риска;
—сделка банкнотная — продажа наличных денежных средств за безналичные за определенный комиссионный сбор;
—другие виды сделок: биржевая, биржевая закрывающаяся, биржевая кассовая, биржевая контактная, биржевая с кредитом.
Финансовое предпринимательство предполагает наличие достоверной информации и обеспечение вычислительной и организационной техникой. При проведении финансово-кредитных сделок предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, а через определенное время получает большую на определенный процент сумму.
Сильные стороны финансового предпринимательства: гибкость и мобильность; быстрота создания, способность быстро аккумулировать ресурсы; относительная простота самих операций.
Слабые стороны финансового предпринимательства: высокая зависимость от состояния национальной экономики и профессиональных качеств персонала; значительная государственная регламентация; невысокий уровень рентабельности; необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности.
В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная форма, как консультативное (консалтинговое) предпринимательство. У него множество направлений (см. рис. 1.). Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других развитых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться.
По определению Европейской Федерации Ассоциаций Консультантов по экономике и управлению, консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Малые и средние предприятия в силу своих ограниченных возможностей редко обращаются за услугами консультантов. В основном им необходимы консультации аудиторов, маркетологов и советы в области налоговой экономии. Вопросы стратегии развития предприятия, оптимизации его организационной управленческой структуры больше интересуют крупные промышленные и коммерческие предприятия.
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РТ
Виды деятельности | % |
1. Обрабатывающие производства | 25,6 |
2. Торговля, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов | 25,4 |
3. Операции с недвижимостью | 11,4 |
4. Строительство | 8,7 |
5. Сельское хозяйство | 8,0 |
6. Транспорт и связь | 5,8 |
7. Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,4 |
8. Финансовая деятельность | 2,2 |
9. Гостиницы и рестораны | 1,9 |
10. Образование | 1,2 |