Классификация отстающих учеников




 

Для успешной профилактики отставания младших школьников в учебной деятельности преподавателю необходимо выделить тех учеников своего класса, которые относятся к «группе риска» в этом вопросе. К таким ученикам обычно относят: гиперактивных детей (с синдромом дефицита внимания), медлительных, демонстративных, тревожных и леворуких детей.

Детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных) невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфичных его черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы [12, 37].

Для постановки диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» необходимо наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Основные нарушения поведения, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми. Между тем их общий уровень интеллектуального развития в большинстве случаев соответствует возрастным нормативам. Однако нарушения отмечаются для таких когнитивных функций, как внимание и память, характерна также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности [25].

Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Медлительные дети так же, как и дети гиперактивные, сразу обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности. Они нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают.

Поступление в школу создает для них дополнительные трудности: они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнить весь объем классной работы, им не хватает времени, чтобы записать задание на дом, они подолгу, порой до позднего вечера, просиживают над домашними уроками, долго думают, медленно пишут, медленно читают. Они страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают, глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не отстать от других. Раздражение, недовольство взрослых, наказания только усугубляют эти переживания. Чувство вины и неуверенности в себе – характерная черта медлительных детей.

Самая характерная черта медлительных детей – низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов. Подгонять, торопить таких детей не только бесполезно, но и вредно. Напротив, медлительному ребенку требуется больше времени, чтобы собраться и начать действие. Это характерно как для внешних действий (движений), так и для умственных (медлительные дети, как правило, «тугодумы»). Однако, при учете взрослыми особенностей этих детей, создании условий, обеспечивающих оптимальный темп работы, качество и точность выполнения заданий медлительными детьми могут быть весьма высокими.

Другая особенность деятельности медлительных детей – трудность быстрого переключения на новый вид работы. Это является следствием инертности нервных процессов.

У детей с ослабленным здоровьем (часто болеющие, страдающие хроническими соматическими заболеваниями) темп деятельности также может быть снижен. Внешние проявления их деятельности могут быть такими же, как и у медлительных детей: длительное включение в работу, трудности переключения, медленный темп работы, высокая истощаемость нервно-психических процессов и быстрое соматическое утомление. Все эти особенности являются следствием ослабленного функционального состояния нервной системы. Такие дети требуют снижения нагрузки и соблюдения щадящего режима [42, 51].

Школьные трудности медлительных детей начинаются, как правило, во второй четверти I класса, когда увеличиваются объем и интенсивность письменных работ и они перестают успевать за возросшим темпом обучения.

Как отмечают психологи, организация учебной деятельности в школе более благоприятна для учащихся с сильной и подвижной нервной системой, тогда как дети со слабыми и инертными нервными процессами попадают в школе в менее выгодные условия [26, 277].

Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактивные, но и демонстративные дети. Эта категория детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят [16, 72].

Как отмечает А.Е. Личко, их успехи в I классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику необходимую удовлетворенность собой, и учебные проблемы не возникают [37, 316].

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может попробовать удовлетворить свою слишком сильную потребность во внимании другими, негативными способами. Это может быть, в частности, нарушение дисциплины, причем бурно, эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей эмоции удивления, возмущения, смеха или одобрения, такой ученик получает также ответную эмоциональную реакцию учителя. Причем, чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.

Выделяются и дети с высокой и устойчивой тревожностью, которая становится яркой особенностью личности. Таких детей отличают повышенная чувствительность к социальным сравнениям, переживание неуспеха даже при отсутствии достаточных оснований для этого, неудовлетворенность своими достижениями, выраженное запоминание своих неудач и неблагоприятных событий, ориентация на внешнюю оценку, неумение самостоятельно оценить свои действия. Они неуспешны в тех ситуациях, где не заданы четко внешние критерии. По отношению к учителям они занимают инфантильную позицию: отметка для них не «мерило» знаний, а прежде всего выражение отношения педагога [39, 96].

Тревожные дети учатся в I классе ниже своих возможностей, а некоторые из них могут стать неуспевающими. У неуспевающих высокая тревожность сочетается со снижением самооценки. Имеющие тревожность отличники постоянно боятся утратить высокий статус в классе, не соответствовать занимаемому положению, вызвать недовольство взрослых. Спокойная жизнь троечников основывается на низком уровне притязаний, на принципах «не напрягаться», «свою тройку всегда получишь», что повышает эмоциональную устойчивость [39, 110].

Левшами являются около 10% людей. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления [3, 76]:

1. Сниженная способность зрительно-двигательной координации – дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши.

Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов [9, 64].

В работе с левшами следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

После всего вышесказанного следует отметить, что неуспевающие ученики – это не только дети, имеющие какие-либо психологические отклонения. Изучая и анализируя случаи неуспеваемости в школе, можно увидеть, что у разных учеников неуспеваемость вызывается различными причинами.

Попытка сгруппировать отдельные случаи неуспеваемости в зависимости от вызвавшей ее причины показала, что фактически все многообразие случаев укладывается в несколько групп. Поэтому изучение неуспеваемости, возможно вести по группам в зависимости от основной причины, вызвавшей эту неуспеваемость [28, 47-48].

Рассматривая первую группу неуспевающих школьников, остановимся только на вопросе о зависимости от правильного развития общественных мотивов учения и рассмотрим случаи неуспеваемости, связанные с недостаточным развитием этого вида мотивов учебной деятельности. Эти мотивы учения являются общественными мотивами, так как порождаются широким кругом жизненных отношений ребенка с окружающей его действительностью. На их возникновение и развитие влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, его взаимоотношения с окружающими взрослыми, его положении в школе, отношения с учителями и товарищами. Общественные мотивы учения связаны, таким образом, с основными стремлениями и потребностями ученика, с основной направленностью его личности. Эти общественные мотивы учения имеют различный конкретный характер в зависимости от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Они могут выражать стремление детей заслужить похвалу учителя или родителей, стремление стать лучшими в классе, завоевать авторитет среди товарищей, могут быть связаны с мечтами о будущей профессии. Те мотивы, которые имеют сугубо личный характер и выражают узко личные интересы и направленность ученика, мы будем называть личными мотивами учения.

Во всех классах школы можно выделить группу учеников, которые не хотят учиться, потому что у них отсутствуют и общественные, и личные мотивы учения. В этих случаях мы имеем неуспевающего ученика, который именно поэтому не учится, что ничто его к этому не побуждает.

Вторая группа неуспевающих школьников: выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими это активное размышление. Основными приемами для таких учеников при выполнении устных заданий является заучивании без понимания – зазубривание. Они выучивают текст, учат маленькими частями, в несколько строчек, не выделяя логических частей: материал пересказывается почти дословно, не могут ответить ни на один вопрос по тексту, очень плохо понимают содержание выученного. Изложения они пишут плохо, часто путают события излагательного текста и многое пропускают.

Почти все такие неуспевающие школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо.

Все описанные черты учебной деятельности этих учеников являются результатом одной и той же особенности, а именно недостаточно активного участия интеллектуальной деятельности в их учебной работе. Несмотря на то, что в школе с этими детьми учителя занимаются дополнительно, а часто и родители по поручению учителя, также много занимаются с ними, все эти огромные усилия редко приводят к положительному результату.

Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражаются более ярко и полно, у других – менее. Это определяет и степень их успеваемости. У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется губительно в отношении отдельных учебных предметов. У таких учеников это, как правило, не связано с общей неразвитостью, учителя и родители считают их не способными к тем именно предметам, по которым они не успевают, например к математике.

У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе. Это, как правило, дети очень неразвитые, с ограниченным кругом представлений, не имеющие познавательных интересов, с недостаточным для их возраста запасом знаний. Именно эти ученики как на учителя, так и на родителей производят иногда впечатление умственно отсталых.

Наблюдением и изучением неуспевающих школьников описываемого типа было установлено, что многие из них далеко не всегда и не во всякой деятельности являются малосообразительными и неспособными. Во многих учебных заданиях такие школьники ориентируются, соображают и понимают так же хорошо, как и остальные школьники. Это особенно ясно видно при анализе учебной работы младших школьников. В 1 классе многие ученики, относящиеся к этой группе, как правило, ведут себя совершенно соответственно указаниям учителя уже с первых дней обучения в школе. Многие их них могут рассчитать, где именно надо писать, правильно списать с доски или учебника. Трудности в учении наступают для них только в тех видах учебной деятельности, которые требуют активной умственной работы, умственных усилий [38, 49].

Вне учебных занятий, например, в игре или при выполнении практического дела, многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. У многих их этих школьников в начале обучения учителя отмечают отличную дисциплину, старательность и стремление выполнять все учебные задания, поручения, школьные обязанности.

Итак, в эту группу неуспевающих школьников, названных интеллектуально-пассивными детьми, мы отнесли таких детей, которые учатся плохо, потому что не пользуются в свой учебной деятельности активной мыслительной работой, не хотят, не любят думать. При обычных методах обучения повысить успеваемость этих школьников не удается.

Неуспеваемость третьей группы школьников связана с тем, что у них сформировались неправильные навыки и способы учебной работы. Про таких учеников говорят, что они не умеют учиться. Первая группа недостатков в их учебной деятельности относится к способам заучивания материала. Учащиеся заучивают текст, не обрабатывая его предварительно логически, не выделяя логических частей, не составляя плана отрывка, который им надо выучить. Они не пересказывают текст после первого или второго чтения, иногда вообще ограничиваются только чтением без пересказа. Эти школьники не проверяют, усвоили они материал или нет, и не знают, как вообще возможно самому себя проверить, не убеждены, что хорошо выучили урок, но на самом деле оказывается, что они его знают очень плохо.

Следующая группа недостатков в учебной работе относится к способам выполнения различных упражнений. Они начинают выполнять письменные упражнения, решать примеры или задачи раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти упражнения задаются. Такой способ работы эти учеников является часто причиной того, что упражнения у них оказываются либо выполненными ошибочно, либо вообще не так, как от них требовалось.

Обнаруживаются в письменных работах также и такие ошибки, которые учителя называют ошибками по рассеянности. Это пропуск букв, цифр, слов, замена одних букв или частей слов другими. Эти ошибки, пропуски, описки происходят не потому, что он не знает, как надо правильно писать, а потому что он не заметил своей ошибки.

У многих учеников этой группы к описанным недостаткам учебной работы присоединяется еще и неправильная общая организация их самостоятельного учебного труда. Существенным недостатком является неумение соблюдать правильный режим учебной работы. Часто встречающимся недостатком у школьников этой группы, также ведущим к неуспеваемости, является медленный темп самостоятельной учебной работы.

В результате неправильных приемов выполнения учебной работы многие школьники, основным делом которых являются учение, оказываются учениками, которые не умеют учиться [44, 76].

Повысить успеваемость ученики этой группы смогут в первую очередь путем замены неправильных способов приемов учебной работы более правильными, но самостоятельно совершить эту замену они, конечно, не в состоянии – нужна помощь учителя и участие родителей.

Четвертая группа неуспевающих школьников.

Неуспеваемость четвертой группы неуспевающих школьников связана с отсутствием учебных и познавательных интересов, имеющих огромное значение для успеваемости. Как показали исследования, во всех классах школы имеется большая группа учеников, у которых учебные интересы либо недостаточно развиты, либо вовсе отсутствуют. Таким ученикам значительно труднее учиться, чем ученикам с развитыми учебными и познавательными интересами, знания их хуже.

Пятая группа неуспевающих школьников характеризуется неправильным отношением к труду, и к учебному труду в частности.

Одним из условий хорошей успеваемости является наличие у школьников правильного отношения к учебному труду и умения трудиться. Учебная деятельность в случаях правильной организации характеризуется, так же как и трудовая деятельность, наличием определенных эмоций, а именно непосредственной любви к учебному труду, переживания удовлетворения от трудового напряжения в учебной деятельности и при преодолении трудностей, наличия радостных эмоций при хорошо выполненных учебных обязанностях и отрицательных эмоций в случае плохого их выполнения. В тех случаях, когда у школьников не создается по той или иной причине правильного отношения к труду и не формируется умение работать, достаточно одной этой причины для того, чтобы он стал неуспевающим учеником [29, 30].

Картина учебной деятельности этих неуспевающих школьников внешне сходна с картиной учебной деятельности тех неуспевающих школьников, у которых неправильно развиты высокие общественные мотивы учения. Ученики этой группы также небрежны и недобросовестны в выполнении своих учебных обязанностей. Они часто приходят в класс с невыполненными или частично выполненными заданиями, неаккуратно обращаются со своими учебными пособиями, часто забывают их дома.

Педагогическая задача по отношению к этим детям также определяется причиной, обусловившей их неуспеваемость. Для того чтобы повысить успеваемость детей этой группы, у них необходимо сформировать отношение к учебному труду. Задача эта является очень сложной и требует специально организованных мероприятий. Необходимо воспитать у них, во-первых, определенные умения и навыки, во-вторых, создать положительные эмоции, связанные с учебным трудом, и вызвать потребность в трудовой учебной деятельности. Но самой главной задачей было сформировать у этих школьников определенные отсутствующие у них качества личности, необходимые для трудовой деятельности.

 

Выводы по Главе I

 

В педагогической и психологической литературе можно встретить различные понятия, которые относятся к низким показателям учебной деятельности школьников: «недостаток», «отклонение», «трудности», «отставание», «неуспеваемость». Они взаимосвязаны между собой, однако между ними прослеживаются существенные различия, четко проводимые в методической литературе разными авторами. Каждое из этих явлений педагогической практики имеет отличные от других свойства, признаки, способы обнаружения, социальные, психологические и биологические причины.

Для успешной профилактики отставания младших школьников в учебной деятельности преподавателю необходимо выделить тех учеников своего класса, которые относятся к «группе риска» в этом вопросе. К таким ученикам обычно относят детей с особенностями функционирования психики: гиперактивных детей (детей с СДВГ), медлительных, демонстративных, тревожных и леворуких детей. Среди детей, не имеющих психологических отклонений, можно выделить пять групп школьников, неуспеваемость которых вызывается одной из причин социального, педагогического и биологического характера. Для каждой из этих групп имеются методические наработки, позволяющие успешно проводить компенсацию и коррекцию этих особенностей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: