Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста. Классификация методов обучения дошкольников




Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания. Первая форма мышления – наглядно-действенное, затем – наглядно-образное и во второй половине дошкольного возраста начинает развивать словесно-логическое мышление. Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Учить детей мыслить – задача, которую должны решать взрослые.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Память является кладовой знаний. Основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познавательной деятельность детей нельзя. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Оно является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность: умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Слово – материальная оболочка мысли, но только, если за этим словом стоит образ предмета. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связанной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность.

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. Нормой проявления любознательности, познавательных интересов считаются вопросы детей. Выделяют две группы мотивов детских вопросов: коммуникативные вопросы (ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт) и познавательный мотив (дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые). С возрастом вопросы меняются по форме: в 2-3 года дети задают вопросы где? кто? что? какой?; в 4 года вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? для детей 5-6 лет типичны вопросы о каком-либо предмете или явлении.

Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержатся общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связаннее со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школы и др.), а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частные методики). С развитием общества, накоплением большого объема научных знаний, умений, с развитием наук происходит дифференциация, выделение двух каналов, по которым осуществляется обучение подрастающего поколения. Один канал обучения обеспечивает передачу знаний, умений, навыков в широком общении взрослых с детьми в разных видах деятельности. Другой канал – организованная, плановая, систематическая передача подрастающему, поколению в учебных заведениях системы научных знаний и разнообразных умений. Дидактика как отрасль педагогической науки изучает закономерности организованной деятельности по передаче знаний, умений и навыков и усвоению их подрастающим поколением. Она вырабатывает нормативные требования к осуществлению процесса обучения. Дидактика разрабатывает свой предмет изучения: цель обучения (для чего учить, к чему готовить подрастающего поколения), содержание обучения (чему учить), методы и формы организации обучения (как учить) и контроля, учет его результатов.

Дошкольная дидактика рассматривает воспитание и обучение детей дошкольного возраста как единый педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решении задач его разностороннего развития, подготовку к школе. Дидактика детского сада – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста, определяется теорией образования и обучения детей дошкольного возраста, определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие целостное развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе. Впервые обоснование идеи обучения дошкольников дано в трудах Я.А. Коменского. Он обосновал цель дошкольного обучения – освоение ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Разработал программу знаний («полезные – науки») – из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др. для обучения маленьких детей в семье через чувственное познание.

Задачи дошкольного обучения К.Д. Ушинский видел к развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Н.К. Крупская считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку Право на образование, т.е. право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний. Определила круг знаний, которые должны быть включены в программу для дошкольных учреждений. Е.И. Тихеева сделала попытку определить содержание знаний о предметах, труде взрослых, явлениях природы дифференцированно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, показала роль знаний об окружающем в развитии словаря; разработала виды занятий по формированию представлений и развитию речи детей, методику их проведения. Она пропагандировала наглядный характер обучения, необходимость опоры на детскую деятельность, тесную связь с игрой. В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А.П. Усова. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы, характеристикой учебной деятельности детей и исправления ее развития в условиях специально организованного обучения. К началу 60-х гг. были созданы методики музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьев, Е.И. Тихеева, Е.И. Радина), развитие основных движений (А.И. Быкова), изобразительной деятельности (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина), дошкольного природоведения (П.Г. Саморукова). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые технологии – информационные технологии с использованием компьютера (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова), новые формы обучения стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Обучение дошкольников представляет собой специально организованную деятельность тех, кто обучает и тех, кого обучают. Научение – это результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Учение – учебная деятельность (это первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями; включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку). Дети дошкольного возраста приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. В младшем дошкольном возраста – формируют способность к постановке цели собственной деятельности (2-3 года), освоение различных способов деятельности (3-4 года). В старшем дошкольном возрасте формируют следующие умения: определять цель деятельности и способы ее достижения, добиваться результатов; самоконтроль; осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; планировать деятельность, ориентируясь на ее результат. Успешное формирование учебной деятельности – внешний («так надо», «так велят», «чтобы не ругали») и внутренний («интересно», «хочу знать») мотив.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений и навыков. Важна предварительная подготовка (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

Разработка системы дидактических принципов принадлежит Я.А. Коменскому. Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности. Принцип воспитывающего поучения – обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. У ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентации. Вырабатывается произвольность поведения, психических процессов, дети овладевают навыками общения. Принцип развивающего обучения – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. Здесь обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, формирование способностей, интересов, склонностей. Концепция развивающего обучения разработана Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.А. Венгером. Принцип научности — ребенок усваивает реальные знания, правильно отражающие действительность и показ фактов, явлений в развитии, во взаимосвязях, в существенных проявлениях. Принцип проявляется в отборе содержания о данном факте, которые позволяет вскрыть ого сущность для детей на основе понятия о нем. Принцип наглядности обучение опирается на чувственный опыт детей, на его непосредственном наблюдении окружающей действительности; соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное). Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Принцип системности и последовательности – усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности воспитанника с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, практические, словесные и игровые методы.

К группе наглядных методов обучения относятся: наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Проводится на специальных занятиях и на экскурсиях. Виды наблюдений: кратковременные и длительные, повторные и сравнительные.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств. Картины, схемы формируют у детей статические наглядные образы, помогают развивать наблюдательность, мыслительные процессы, обогащают речь. ТСО используют для создания динамических наглядных образов, играют роль в расширении кругозора детей. Используют разные виды картин: специально созданные дидактические картины, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картины.

Наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов. В обучении детей используют наглядные приемы обучения: показ способов действий и показ образца.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В качестве материала рассказа используются литературные произведения, интересны рассказы из личного опыта педагога.

Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, Что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Он применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. По содержанию различаются два вида бесед: этические (цель – воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок) и познавательные. По дидактическим целям выделяют беседы вводные (подготовка детей к предстоящей деятельности, наблюдению) и обобщающие или итоговые (цель – суммирование, уточнение, систематизация знаний).

Чтение художественной литературы это источник знаний об окружающем мире, преследует еще одну цель – формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Практические методы обучения это методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер, здесь деятельность направлена на реальное преобразование вещей. Ведущими практическими методами обучения являются:

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении применяются упражнения разного типа – подражательные, конструктивные, творческие.

Опыты и экспериментирование направлены на приобретение детьми новых знаний о предмете, в ходе опытов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Благодаря этим методам у детей развиваются наблюдательность. Способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование - это наглядно-практический метод. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Данный метод заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения.

Достоинство игрового метода заключается в том, что вызывает у детей повышенный интерес. Положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становиться желанной, личной целью. Игровые методы и приемы разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ее функции – совершенствование и закрепление знаний; дети усваивают новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, используют следующие игровые приемы: внезапное появление объекта, игрушки, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: