Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля укрупненная группа специальностей 15000 Металлургия, машиностроение и металлообработка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина принадлежит к общему гуманитарному социально-экономическому циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и ХХI);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI вв.;
-основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
-назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
-о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 14 часов;
самостоятельной работы студента - 58 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
-составление терминологического словаря; -составление таблиц, схем, опорного конспекта; -конспектирование текста; -подготовка реферата, доклада, сообщения по теме; домашняя контрольная работа | |
Итоговая аттестация в формезачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «иСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Мир во второй половине ХХ века. | |||
Тема 1.1.Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период. | Содержание учебного материала. | ||
Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. Противостояние, «холодная война». Страны Западной Европы и США: ответы на вызов времени. Консерваторы и либералы. Социальное общество. Модели социализма: советская, восточноевропейская, азиатская (общее и особенное). СССР в 50-80-е гг. Власть и общество. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Советская модель социализма. Восточноевропейская модель социализма. Азиатская модель социализма). СССР в 50-80-е гг. Власть и общество. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия | |||
Тема 1.2. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х годов. Попытки обновления социализма и причины неудач | Содержание учебного материала. | ||
Сущность перестройки. Оценки событий. Периодизация перестройки. Экономические реформы. Последствия экономической перестройки общества. Политические преобразования. Формирование многопартийной системы. Демократическое движение в 1990-1991 гг. Кризис политики Горбачева. Предпосылки переворота августа 1991 года. Перестройка: причины провала. | |||
Практическое занятие Анализ и сравнение экономических показателей развития СССР в 60-80 годы | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Диалектика «нового политического мышления». Демократизация советского общества: противоречия, успехи, издержки. Политика «гласности» и необратимость общественных перемен в годы перестройки. | |||
Тема 1.3. Августовский переворот 1991 г | Содержание учебного материала. | ||
Распад СССР и образование СНГ. Оценки августовских событий. СССР накануне августовских событий. Ход событий. Причины поражения ГКЧП. Последствия поражения ГКЧП. Причины распада СССР. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Основные программные положения российских политических партий. Обострение межнациональных проблем в 90-е гг. Основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства. Роль и место России в мировом сообществе. | |||
Тема 1.4. События 1989 – 1991 гг. в странах Восточной Европы | Содержание учебного материала. | ||
Авторитарно-бюрократические режимы. Восточная Европа после социализма. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Революции 1989 г в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, ГДР. Революционные события конца 80-х начала 90-х годов в Югославии. Крушение социалистической системы. Крах «железного занавеса». | |||
Раздел 2. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетия | |||
Тема 2.1. Военная и экологическая угроза человечеству | Содержание учебного материала. | ||
Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Кризис современной цивилизации. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Глобальные проблемы человечества. | |||
Тема 2.2. Устойчиво-безопасное развитие: достижения и проблемы | Содержание учебного материала. | ||
Высокие технологии и международное сотрудничество. Экология и развитие. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Устойчиво-безопасное развитие и проблемы, препятствующие переходу к нему в глобальном масштабе. Что такое ИРЧП, его показатели. Роль противоречия «север-юг» в достижении устойчиво-безопасного развития. Современный мир и кризис цивилизации. | |||
Тема 2.3. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление | Содержание учебного материала. | ||
Экономическое развитие. Радикальные реформы 1992-1993 гг. и их последствия. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993г. Принятие конституции. Россия в 1994-1996 гг. Россия на рубеже тысячелетия (1997-2002 гг.) Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России. | |||
Самостоятельная работа студента:выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: «Революция сверху» в экономике. Реформа политической системы. Российский федерализм и межнациональные отношения. Президент России В.В. Путин. Чеченская проблема. | |||
Тема 2.4.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации Тема 2.5. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации | Содержание учебного материала. | ||
Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Россия и республики бывшего СССР. Россия и расширение НАТО на Восток. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Современная доктрина внешней политики РФ. События 11 сентября 2001 года и их воздействия на российскую внешнюю политику. | |||
Практическое занятие Наука, культура и образование в условиях рынка (работа с мультимедийным учебником). | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Возникновение феномена двух культур. События 11 сентября 2001 года – новый отсчет. Россия и страны СНГ. | |||
Содержание учебного материала. | - | ||
Развитие науки. Научно-техническая революция. Развитие техники и глобальные проблем современности. Глобальные проблемы и пути их преодоления. | |||
Практическое занятие Глобальные проблемы современности. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Современный этап развития НТР. Мировые войны и НТР. «Геном человека» - международный проект 1990 г. | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Промежуточная аттестация по дисциплине «История» для студентов - заочников.
1.Пояснительная записка.
Программа промежуточной аттестации студентов заочного отделения курса по истории разработана на основе рабочей программы по истории, соответствующей Государственному образовательному стандарту, «Положению о промежуточной аттестации». Студентам предлагается одна из форм аттестации:
Устный зачет – в 1 семестре.
Цель промежуточной аттестации:
Выявление:
- уровня усвоения знаний по основным разделам курса истории, указанным в обязательном минимуме содержания дисциплины;
- уровня сформированности умений оперировать историческими знаниями, применять их в новой ситуации.
Задачи:
- Определить уровень знаний у студентов исторических фактов, событий, дат, имен, терминов.
- Определить уровень сформированности умений владения элементами исторического анализа.
- Определить уровень понимания студентами значения курса истории в становлении развитой личности.
- Создать условия для формирования культуры диалога.
Планируемый результат:
1. Знание основных исторических событий, терминов
2. Усвоение основных исторических представлений, понятий, идей.
3. Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории.
4. Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников.
5. Владение элементами исторического анализа (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.)
II. Материалы для зачета.
1. Перечень зачетных или экзаменационных вопросов.
2. Критерии оценки устного ответа.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» (отлично) ставится, если студент:
· грамотно, в полном объеме раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них; умеет делать выводы из всего сказанного и подводить итоги.
· Свободно владеет политической лексикой
· Хорошо ориентируется в хронологии событий;
· Активно владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные, возможно, предложенные преподавателем вопросы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент:
· грамотно раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них;
· Владеет политической терминологией;
· Ориентируется в хронологии событий;
· Владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные или наводящие вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент:
· В полном объеме раскрывает содержание вопросов
· Имеет понятие о смысле тех или иных политических терминов
· Владеет навыками устной речи
· Отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент:
· Не может раскрыть содержание вопросов
· Не имеет понятия о значении тех или иных исторических терминов
· Слабо владеет навыками устной речи
· Не отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
Перечень вопросов для зачета.
Семестр.
1. Оценки августовских событий. СССР накануне августовских событий.
2. Ход событий. Причины поражения ГКЧП. Последствия поражения ГКЧП.
3. Распад СССР и образование СНГ. Причины распада СССР.
4. Авторитарно-бюрократические режимы. Восточная Европа после социализма.
5. Радикальные реформы 1992-1993 гг. и их последствия
6. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 года.
7. Принятие Конституции 1993 г.
8. Россия в 1994 -1996 гг.
9. Россия на рубеже тысячелетия (1997-2002 гг.)
10. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
11. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
12. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации.
13. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
14. Военная и экологическая угроза человечеству.
15. Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Россия и республики бывшего СССР.
16. Россия и расширение НАТО на Восток
17. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.
18. Современная доктрина внешней политики РФ
19. События 11 сентября 2001 года и их воздействия на российскую внешнюю политику
20. Развитие науки. Научно-техническая революция. Развитие техники и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и пути их преодоления.