Прочтите приведённые ниже документы и выполните задания к ним.




Рабочий лист №_6_. Суверенная Россия после Перестройки. Президентство

Б.Н. Ельцина.

Прочтите приведённые ниже документы и выполните задания к ним.

Документ 1

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1978 ГОДА (ИЗВЛЕЧЕНИЯ):

Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации.

С т а т ь я 104

Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации относятся:

2) определение внутренней и внешней политики Российской Федерации;

10) утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации;

12) избрание Конституционного Суда Российской Федерации;

14) отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации….

С т а т ь я 107

Верховный Совет Российской Федерации – орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации….

С т а т ь я 109

Верховный Совет Российской Федерации:

3) даёт согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра безопасности Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации;

4) избирает Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации… назначает Генерального прокурора Российской Федерации, назначает председателя Центрального банка Российской Федерации;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых должностных лиц; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

8) даёт толкование законов Российской Федерации;

13) утверждает государственные планы экономического и социального развития Российской Федерации,

государственный бюджет Российской Федерации; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

14) устанавливает доходы, поступающие на образование государственного бюджета Российской Федерации;

19) отменяет … указы и распоряжения Президента Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации; … вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дел об их конституционности в случае обращения Верховного Совета Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

26) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации.

С т а т ь я 120

Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

Глава 13. Президент Российской Федерации

С т а т ь я 121

Президент Российской Федерации является высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

С т а т ь я 121

Президент Российской Федерации:

3) представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов Российской Федерации о

выполнении принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации социально-экономических и иных программ, о положении в Российской Федерации …. Съезд народных депутатов Российской Федерации большинством голосов … вправе потребовать от Президента Российской

Федерации внеочередного доклада;

4) назначает Председателя Совета Министров Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации;

5) назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации;

6) руководит деятельностью Совета Министров Российской Федерации;

6.1) представляет Верховному Совету Российской Федерации предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации;

7) принимает отставку Правительства Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации;

11) … Президент Российской Федерации не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации;

С т а т ь я 121

Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.

С т а т ь я 121

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги.

Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат.

Глава 14. Совет Министров Российской Федерации

С т а т ь я 122

Совет Министров – Правительство Российской Федерации – орган исполнительной власти, подотчетный Съезду народных депутатов Российской Федерации, Верховному Совету и Президенту Российской Федерации.

С т а т ь я 123

Решение об отставке Правительства Российской Федерации принимается Съездом народных депутатов

Российской Федерации или Верховным Советом Российской Федерации путем выражения недоверия Правительству Российской Федерации либо Президентом Российской Федерации по своей инициативе с согласия Верховного Совета Российской Федерации или Президентом Российской Федерации по инициативе самого Правительства Российской Федерации.

С т а т ь я 125

Совет Министров Российской Федерации правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Российской Федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации в компетенцию Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Задания

1. Проанализировав статьи Конституции РСФСР 1978 года, сделайте вывод, насколько соблюдался провозглашаемый принцип разделения властей. Вывод обоснуйте.

2. Как Вы думаете, насколько четко в Конституции выражена та или иная форма республиканского правления?

3. Укажите, опираясь на какие конституционные полномочия Верховный Совет и Съезд народных депутатов Российской Федерации вмешивались в экономическую политику, осуществляемую Президентом и Советом Министров.

_______ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ 2

 

Из доклада первого заместителя Председателя Госкомимущества России П.П. Мостового Председателю Государственной Думы И.П. Рыбкину:

…Практика приватизации в Российской Федерации показывает, что привлечение в инвестиционные программы исключительно отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций.

…В 1992 – 1994 гг. иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестиционных торгах в общей сложности около 10 % акций приватизированных государственных и муниципальных предприятий, что тем не менее принесло государству более 1 млрд. долл. США.

Наибольший интерес иностранные инвесторы проявили к объектам промышленности строительных материалов, автомобильного и водного транспорта, пищевой промышленности, а также лесной и лесоперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Следует отметить, что спад производства именно в этих отраслях приводит к наиболее негативным последствиям ввиду изношенности основных фондов предприятий. В связи с этим поступление инвестиционных средств извне способно существенно улучшить их положение.

 

Документ 3

 

Из письма Председателя Государственного Комитета по управлению государственным имуществом В.П. Полеванова Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину:

«II. Реализация главных целей приватизации.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

По данным Госкомстата РФ объем иностранных инвестиций резко сократился с 2921 млн. долл. США в 1993 г. до 768 млн. долл. за 9 месяцев 1994 г. Причем валютные инвестиции, в основном, направляются в добывающие отрасли промышленности. Так, в январе – сентябре 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 2,5 раза возросла доля валютных инвестиций в топливно-энергетические отрасли – от 25 до 63 % при одновременном резком их снижении в машиностроении – с 17 до 3 % и строительстве – с 11 до 4 %.

III. Отрицательные последствия первого этапа приватизации и их причины.

2.1. Экономические последствия.

… В одном из последних бюллетеней английского консультационного агентства «Независимая стратегия» («Индепендент стрейтеджи») говорится: «Большая часть основных производственных фондов России была продана в процессе приватизации за какие-то 5 млрд. долл. Даже если считать, что в России стоимость основных производственных фондов равна валовому внутреннему продукту, – а в ведущих странах Запада фонды превышают ВВП в 2,4 – 2,8 раза, – то для экономики с ВВП порядка 300…400 млрд. долл. Сумма, вырученная при

приватизации, просто ничтожна» (12 сентября 1994 г., с. 8). В связи с этим агентство рекомендует английским инвесторам не упустить шанс и принять участие в покупке акций российских предприятий, что «обещает немалую выгоду». …

2.3. Оборонные последствия.

… Одним из существенных аспектов приватизации предприятий оборонных отраслей промышленности является стремление иностранных компаний и фирм использовать происходящие процессы в оборонном комплексе для проникновения в его управленческие структуры путем скупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах.

Причем иностранные фирмы, чтобы избежать их проверки со стороны ФСК России, предусмотренной п. 10 «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России № 2284 от 24.12.1993, при приобретении акций российских предприятий оборонного комплекса в большинстве случаев прибегают к услугам посреднических фирм, зарегистрированных в России.

В тех случаях, когда предприятия российского ВПК включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, зарубежные предприниматели добиваются выделения из их состава структурных подразделений, которые получают статус совместных предприятий и производств. По мнению южнокорейских экспертов, создание при российских оборонных фирмах даже небольших СП представит широкие возможности по оказанию влияния на администрацию и последующему получению доступа к имеющимся и разрабатываемым технологиям. Например, голландская фирма «Асм – Фико» проводит подобную линию по отношению к ПО «Элмаш», а

болгарская фирма «Пластхим» и немецкая «ЕОС2» – к ПО «Тантал».

Отмечен повышенный интерес иностранных инвесторов к таким отраслям, как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика, выпускающим конкурентоспособную гражданскую продукцию. Действуя через посредников, они пытаются взять под контроль не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности. Анализ ситуации, складывающейся на рынке ценных бумаг оборонных отраслей промышленности, показывает, что форма приобретения иностранными фирмами российской собственности через посредников носит скрытый характер интервенции иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны».

 

Задания

1. Укажите, какими мотивами руководствовались реализаторы приватизации, стремясь привлечь в российскую экономику иностранные инвестиции.

2. Определите сферу интересов иностранных инвесторов в российской экономике, а также факторы подобных предпочтений.

3. Постарайтесь объяснить, почему участие иностранных инвесторов в процессе приватизации имело зачастую негативные последствия для приватизируемых государственных и муниципальных предприятий.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: