Правовая база проблемы жестокого обращения с ребенком.




Идеология и методология организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей.

Работа по предотвращению жестокого обращения в отношении детей организуется в рамках программ социальной помощи семье и детям, которые должны обеспечить необходимую защиту, уход за детьми и их развитие. Особенно в поддержке нуждаются одинокие родители и родители детей-инвалидов, родители-подростки и их дети (рожденные как в браке, так и вне брака).

Своевременность, комплексность и адресность необходимой поддержки могут быть обеспечены при соблюдении ряда условий, включающих:

– создание единой межведомственной информационной базы семей с высоким риском жестокого обращения с детьми;

объединение возможностей всех ведомств социальной сферы региона (муниципалитета) в отношении каждого потенциального и свершившегося случая жестокого обращения;

– разработку и утверждение стандартов услуг по предотвращению жестокого обращения и помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения;

– наличие четкого алгоритма действий специалистов разных ведомств по выявлению и реагированию на случаи жестокого обращения, организации работы с детьми и их ближайшим социальным окружением с целью профилактики случаев жестокого обращения;

– обеспечение условий конфиденциальности и безопасности ребенка

– развитие многопрофильной инфраструктуры услуг для детей (их семей) с высоким риском жестокого обращения;

гарантии предоставления необходимых социальных услуг для семей с высоким риском жестокого обращения, имеющих несовершеннолетних детей.

Работа по созданию единой региональной (муниципальной) системы защиты детей от жестокого обращения и помощи пострадавшим детям должна быть организована с учетом трех уровней профилактики в сфере защиты детства:

1. Первичная профилактика – предупреждение факторов, способствующих возникновению случаев жестокого обращения;

2. Вторичная – предоставление детям и семьям с детьми с высоким риском жестокого обращения помогающих и поддерживающих услуг;

3. Третичная профилактика – деятельность по оказанию помощи и реабилитации детей (и их семей), пострадавших от жестокого обращения.

Как показывает практика, невозможно достичь успешных результатов работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей, не активизируя деятельность на всех трех уровнях профилактики, только их объединение приводит к значительным положительным результатам, в том числе благодаря эффекту синергии.

С целью внедрения многоуровневой системы профилактики жестокого обращения в регионе (муниципалитете) вначале необходимо определить единый понятийно-категориальный аппарат, нормативно-правовую базу реализации деятельности по защите детей от жестокого обращения, основные направления и форматы собственно деятельности по предотвращению жестокого обращения и помощи пострадавшим детям, а также механизмы мониторинга и оценки деятельности.

Правовая база проблемы жестокого обращения с ребенком.

Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной областью деятельности органов государственной власти в стране, будучи основанной на таких ведущих принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда и т.п.

Основные понятия:

Детский телефон доверия – служба экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жизненную ситуацию, а также взрослым (родители, заменяющие их лица, специалисты, работающие с детьми и в сфере родительско-детских отношений).

Жестокое обращение с ребенком – это все формы физического и/ или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (ВОЗ, 1999).

Женщина, планирующая или вынужденная отказаться от ребенка – беременная женщина или роженица, выразившая в устной форме желание оставить ребенка после его рождения или оформившая заявление о согласии на его усыновление.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Предотвращение отказов от новорожденных – комплекс мер поддержки семьи (матери или беременной женщины), направленных на сохранение ребенка в кровной семье, в случае когда его родители (в п.о. – женщина) намерены/вынуждены выразить согласие на усыновление ребенка другими людьми или женщина покидает родильный дом без составления необходимых документов, оставив ребенка.

Профилактика отказов от новорожденных – комплекс мер по развитию ответственного родительства, направленных на формирование ответственного репродуктивного поведения у несовершеннолетних, формирование общественного мнения о недопустимости отказов от новорожденных, создание инфраструктуры услуг помощи женщинам (семьям) в трудной жизненной ситуации (особенно беременным), развитие услуг по постинтернатному сопровождению выпускниц учреждений государственного воспитания, системы социально-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях и т.д.

Ранние отказы – самоустранение родителей от ухода и воспитания своих детей сразу после их рождения, как правило, непосредственно в учреждениях/отделениях родоразрешения.

Реабилитационный потенциал (семьи, женщины, ребенка и т.д.) – обобщенный показатель сохранившихся (неповрежденных) и скрытых ресурсов человека, оказавшего в трудной жизненной ситуации, и его ближайшего социального окружения; совокупность биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени восстановить или компенсировать нарушенные сферы жизнедеятельности, реализовать потенциальные способности, интегрироваться в общество.

Реабилитационный план (программа) – комплекс индивидуальных специфических мер, способствующих улучшению качества жизни человека (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, содержащий оценку потребностей и возможностей социально-психологической ситуации данного человека (клиента), порядок действий и/или мероприятий по решению актуальных проблем клиента, их частота и продолжительность, а также способы (методы) контроля их исполнения и оценки качества.

Ребенок – в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия заранее.

Ребенок (дети), находящийся в экстремальной ситуации – дети, в отношении которых применены арест, задержание, заключение под стражу, условно-досрочное освобождение, после выхода из колонии находящиеся в конфликте с законом, а также находящиеся в лечебном учреждении и др.

Работа со случаем – индивидуальное комплексное (медико-юридически-социально-психолого-педагогическое) сопровождение ребенка (и/ или семьи), применяемое при защите ребенка от жестокого обращения и пренебрежения его нуждами, представляющее собой метод координации всего комплекса мер и мероприятий помощи ребенку, разработанный специалистами различных ведомств и профессиональных секторов, направленных на достижение наилучших интересов ребенка.

Специалист социальной службы – любой специалист учреждений системы социального обслуживания населения (имеющий необходимое образование и квалификацию), вовлеченный в работу по предотвращению отказов от новорожденных (специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог, социальный работник и др.).

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером – детский телефон доверия, принимающий обращения по общероссийскому номеру телефона 8-800-2000-122.

Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Супервизия – это профессиональное консультирование психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и др. специалистов, вовлеченных в работу по защите детей, анализ как целесообразности и качества использования практических подходов и методов работы с ребенком и его социальным окружением, так и отношений, возникающих между клиентом и специалистом, может рассматриваться в качестве одного из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в помощи и защите детей.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно...».

Экстренная психологическая помощь – скорая психологическая помощь (консультирование), оказываемая людям, переживающим острое состояние психологического кризиса, как правило, без личного общения консультанта-психолога и его клиента, а на расстоянии, например, по телефону, Интернету и т.д. При необходимости дальнейшей помощи клиенту экстренная психологическая помощь может обеспечивать его связи и взаимодействия со специализированными (психологическими, социальными, медицинскими и др.) организациями и учреждениями.

Нормативно-правовая основа:

Международные акты:

• Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от 20 ноября 1959 года;

• Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;

• Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.

Российские нормативные правовые акты:

• Уголовный кодекс РФ – ст. 110, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 125, 126, 127, 127.1, 127.2, 128.1, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 150-157, 240, 240.1, 241, 242, 242.1;

Статья 110. Доведение до самоубийства

Статья 110_1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

Статья 110_2. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Статья 116. Побои

Статья 116_1. Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию

Статья 117. Истязание

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Статья 125. Оставление в опасности

Статья 126. Похищение человека

Статья 127. Незаконное лишение свободы

Статья 127_1. Торговля людьми

Статья 127_2. Использование рабского труда

Статья 128_1. Клевета

Статья 130. Оскорбление

Статья 131. Изнасилование

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера

Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Статья 135. Развратные действия

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних (статьи 150 - 157)

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Статья 151_1. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции

Статья 151_2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего

Статья 152. Торговля несовершеннолетними

Статья 153. Подмена ребенка

Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение)

Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения)

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией

Статья 240_1. Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего

Статья 241. Организация занятия проституцией

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

Статья 242_1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних

 

•Семейный кодекс РФ:

Глава 2. Осуществление и защита семейных прав (статьи 7 - 9)

Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей

Глава 6. Личные права и обязанности супругов (статьи 31 - 32)

Статья 31. Равенство супругов в семье

Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей (статьи 47 - 79)

Глава 10. Установление происхождения детей (статьи 47 - 53)

Глава 11. Права несовершеннолетних детей (статьи 54 - 60)

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Статья 56. Право ребенка на защиту

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

Статья 60. Имущественные права ребенка

Глава 12. Права и обязанности родителей (статьи 61 - 79)

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

Статья 68. Защита родительских прав

Статья 69. Лишение родительских прав

Статья 70. Порядок лишения родительских прав

Статья 71. Последствия лишения родительских прав

Статья 72. Восстановление в родительских правах

Статья 73. Ограничение родительских прав

Статья 74. Последствия ограничения родительских прав

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи (статьи 80 - 120)

Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей (статьи 80 - 88)

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (статьи 121 - 155_3)

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (статьи 121 - 123)

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 20. Опека и попечительство над детьми (статьи 145 - 150)

Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

Статья 147. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Статья 148_1. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка

Глава 21. Приемная семья (статьи 151 - 155)

Статья 152. Приемная семья

Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статьи 155_1 - 155_3)

Статья 155_1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 155_2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 155_3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (статьи 156 - 167)

Статья 163. Права и обязанности родителей и детей

• Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

• Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

• Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (24 апреля 2008);

• Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения, в т.ч. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;

• Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Целевые группы реализации деятельности по предотвращению жестокого обращения – все дети без каких-либо исключений. Вместе с тем, особое внимание при построении региональных (муниципальных) стратегий противодействия жестокому обращению необходимо уделять таким группам, как дети с ограниченными возможностями; дети, проживающие в интернатных (социальные приюты, детские дома, специализированные школы, психоневрологические интернаты и т.д.) учреждениях, находящиеся под опекой, в т.ч. в замещающих, приемных, патронатных семьях и семейно-воспитательных группах; дети беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов; дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и/или национальностям с традиционной культурой насилия в семьях; дети, работающие и/или живущие на улице (безнадзорные, беспризорные); дети, проживающие в условиях чрезвычайной бедности, плохих жилищных условиях, в неблагоприятных и/или изолированных районах; дети, проживающие в условиях вооруженных конфликтов и/или чрезвычайных ситуаций; дети, находящиеся в экстремальной ситуации и т.д.

Важно понимать, что такие характеристики, как малообеспеченность, многодетность, неполная семья и проч.,сами по себе не являются основанием для включения их в целевую группу предотвращения жестокого обращения, поэтому не являются самостоятельными целевыми группами деятельности.

Основные цели деятельности по предотвращению жестокого обращения в отношении детей:

1. Реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения в отношении детей.

3. Создание системы межведомственного (межсекторального) взаимодействия органов и учреждений, вовлеченных в сферу защиты детства, всех организационно-правовых форм по выявлению, учету и сопровождению детей и семей с высоким риском и/или случаями жестокого обращения.

4. Создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

5. Вовлечение детей в работу по предотвращению жестокого обращения как полноправных субъектов деятельности.

Для достижения обозначенных целей в процессе планирования деятельности, осуществления и оценки программ и действий, направленных на защиту детей от жестокого обращения, приоритетное внимание необходимо уделять:

– формированию культуры ненасильственных, толерантных отношений в обществе и семье, повышению ответственности родителей за противоправные действия, направленные против детей;

– разработке и внедрению эффективных технологий и методик работы с семьей и детьми, в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми;

– обеспечению доступности и своевременности в получении несовершеннолетними необходимых медицинских, социально-реабилитационных и социально-правовых услуг, созданию необходимых служб, обеспечивающих оказание своевременной помощи несовершеннолетним, размещение их в местах, доступных для обращения детей;

– созданию условий для оказания экстренной помощи и реабилитационных услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств;

– предупреждению и профилактике сексуальных преступлений среди несовершеннолетних;

– профилактике суицидальных проявлений в подростковой среде;

– снижению эмоционального напряжения и конфликтных ситуаций среди подростков и юношества;

– созданию системы предотвращения отказов от новорожденных;

– обучению и профессиональному сопровождению (супервизии) специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих с семьей и детьми навыкам работы по предотвращению жестокого обращения, с пострадавшими детьми и т.д., созданию информационно-методического обеспечения решения данной проблемы;

– повышению уровня информированности населения о правилах безопасности для несовершеннолетних, ответственности за действия, направленные против детей;

– проведению информационно-просветительской работы, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних, условиях обеспечения безопасного поведения детей, а также мерах ответственности за проявления жестокости в отношении несовершеннолетних.

– совершенствованию информационно-просветительской деятельности среди детей и подростков, направленной на профилактику жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения и доступности получения необходимой экстренной помощи в случае жестокого обращения и насилия;

– совершенствованию системы информирования несовершеннолетних о местах и видах необходимой помощи в случаях проявленной в отношении них жестокости со стороны взрослых, а также условиях безопасного поведения;

– развитию института уполномоченного по правам ребенка;

– созданию необходимых условий и доступности для оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми, для обращения детей, пострадавших от насилия, с целью немедленного оказания им помощи и принятия мер защиты;

– развитию системы социальных услуг и обеспечению их доступности для детей, пострадавших от жестокого обращения и их семей (социального окружения), внедрению и тиражированию инновационных практик и эффективных методик помощи;

– привлечению волонтеров (в первую очередь детей и подростков, молодежи) к работе с детьми (их семьями), пострадавшими от жестокого обращения;

– нормативно-правовому закреплению деятельности по предотвращению жестокого обращения, в частности,

– стандартизации процесса выявления, учета, реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;

– созданию учетных баз данных, проведению мониторинговых исследований по выявлению случаев жестокого обращения в отношении детей, а также реализации региональных (муниципальных) стратегий противодействия жестокому обращению в отношении детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: