Часть1.
“Анализ – средство познания, а в нашем искусстве познать – значит почувствовать.” (КСС)
Режиссерский анализ – это точно выверенная инженерия будущего спектакля. Это проект опорной выкладки, фундамент замысла. Это развязка пьесы умом.
Основные разделы анализа пьесы и задачи исследователя:
Раздел: Обоснование выбора пьесы (я хочу заставить людей думать над чем-либо)
– реж. прочтение пьесы, запись первых впечатлений, эмоционально-образное ощущение от восприятия пьесы, круг жизненных ассоциаций, сравнений, аналогий, жизненных и художественных историй.
– работа вокруг автора, характерные признаки эпохи, в которую жил и творил автор, особенности биографии автора, выявление основного направления, пафос его творчества.
– Каков человек в его произведениях? Установить созвучие авторского пафоса с пафосом нашего времени. Обосновать проблемную ситуацию, решению которой помогает автор сегодня.
– В ходе исследования творчества автора, его времени, нашей эпохи с современными проблемами, выработать позицию режиссера, свой взгляд на пьесу, на ее созвучность сегодняшнему дню.
ВО ИМЯ ЧЕГО СЕГОДНЯ НАДО СТАВИТЬ ЭТУ ПЬЕСУ?
О ЧЕМ СЕГОДНЯ ПОЙДЕТ РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ?
Это итог, результат первого раздела режиссерского анализа.
Примечание: Позиция реж. - четко сформулированная рабочая сверхзадача поправит ход дальнейших исследований. С другой стороны, конкретный анализ пьесы будет обогащаться, уточняться, конкретизировать первые рабочие гипотезы, предположения, озарения.
Методически очень важно знать что я хочу проверить, уточнить, найти, опровергнуть, доказать в пьесе четко сформированный вариант предполагаемого результата и тактические ходы его достижения.
Раздел: Исследование происходящего в пьесе в предлагаемых обстоятельствах.
– Составить протокол происшестий в пьесе.
– Сделать подробную выписку действиетльныз фактов (это ряд нагнетаний, вторжение в действие, неминуемо ведущих к разрядке – СОБЫТИЮ)
– Выписать - кто и что говорит о событиях, предшествующих действию. Определить его сегодняшнее знание.
– Определить исходное, отправное событие, как начало, исток ее сценического действия.
– Определить условие события, как этапа непрерывной борьбы за идею (кульминация)
– Определить событие, произошедшее в ходе борьбы.
– Определить событие- результат борьбы.
– Выписать обстоятельства:
-место действия
-прошлая жизнь
-осознание настоящего
-прогноз и мечты о будущем
-возраст, профессия, характерные
-общественное положение
-семейные условия и др.
Итогом данного раздела анализа должен быть режиссерский рассказ пьесы, основных происшествий.
Примечание: “Не спешите фантазировать, что я, режиссер, сделаю с пьесой, а спросите себя – все ли вам понятно, хорошо ли запомнился сюжет” (КСС).
“Нередко в театре мы смотрим пьесы не понимая последовательности событий, их зависимости друг от друга. А это первое, что должно быть в пьесе, потому что без этого трудно говорить о внутренней стороне.” (КСС)
Раздел: Анализ характеров в пьесе, их взаимодействий, роли и места в происходящей борьбе.
– составить подробный протокол поступков каждого действующего лица. Не что говорит, а что совершает.
– выписать кто и что говорит о других в решаюших вопросах пьесы.
– провести анализ ремарок и комментариев автора о героях.
– проанализировать моменты “откровения” героев. Понять истинные намерения, организующие внтуренюю жизнь персонажей.
– понять и проанализировать ход мыслей, стремлений, чувств персонажей “во втором плане”. Определить причину (обстоятельства) их порождающие.
– кто с кем и по причине каких обстоятельств “завязывается” в определенные взаимоотношения (дружбы любви, ненависти, соперничества, зависти и тп)
В итоге должно быть режиссерское решение характеров пьес:
– Понимание сути характера, открытие его места в конфликте и его позиции (что, как, через кого, зачем, почему).
– Понимание логики персонажа в мыслях, чувствах, поступках, словах, взаимоотношениях.
раздел: Идейно-тематический разбор.
– Выписать текст, характеризующий главную мысль автора. Из всего многословия тем определить ведущую, основную, что явилось основным предметом борьбы персонажей в пьесе, по поводу чего автор устраивает основные драматические сражения.
– Вскрыть сущность драматического конфиликта, как движущую силу драмы. В борьбе индивидов в пьесе увидеть отражение борьбы социальной. Понять субъективное содержание конфликта и его объективное звучание.
– Определить начало конфликта, т.е. переход от драматической коллизии (стечение обстоятельств) к конфликту (момент принятия решений, когда власть события ставит героя перед необходимостью выбора).
– Расшифровать источники драматического конфликта:
-борьба интересов различных лиц, социальных групп, партий, классов.
-расклад характера и страстей (внутренней борьбы)
-проследить проявление во внутреннем конфликте начал социальных, общественных.
– Проанализировать расстановку действующих лиц по отношению к основному конфликту (линия действия и контрдействия).
– Определить идею пьсеы автора.
“Поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило. Это - живая страть. Это – пафос.” (В.Г. Белинский).
В итоге вырабатывается реж.пьеса с главных авторских позиций.
“Важно, чтобы режиссер нашел точку с которой надо смотреть пьесу, откуда смотри на нее поэт” (КСС).