Летию со дня рождения посвящается.
Андреевский кавалер – Николай Павлович Петров.
В самый тяжелый период начала Великой войны 1914-1918 гг. 11 (24) июня 1915 года Святой Мученик Государь Император Николай II Александрович «Многострадальный» (1868-1918) Высочайше пожаловал первейший орден Российской Империи – орден Святого Апостола Андрея Первозванного 79-летнему Николаю Павловичу Петрову (1836-1920), ученому, инженер-генералу, профессору Технологического института, лауреату Ломоносовской премии Петербургской Императорской академии наук, председателю временного управления казенных железных дорог, удвоившего последние, директору Департамента железных дорог Министерства путей сообщения и председателю инженерного совета, члену Государственного совета, председателю 2-го департамента Государственного совета, председателю Верховной комиссии для расследования обстоятельств, послуживших причиной «несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения» в период Великой войны.
Примечательно, что за весь период кровопролитной войны Святой Государь Мученик Высочайше пожаловал Андреевский орден лишь четырем Своим подданным и двум Августейшим особам иностранных государств (Япония и Дания).
Рождение и образование кавалера.
Будущий Андреевский кавалерНиколай Павлович Петров появился на свет Божий 13 (26) мая 1836 года в г. Трубчевск, Орловской губернии, ныне Брянской области, в православной дворянской семье военного.
Образование получил в Константиновском кадетском корпусе, по окончании которого в июне 1855 года произведен был в прапорщики Лейб-гвардии Финляндского полка и зачислен в офицерские классы Николаевского инженерного училища, которые и закончил в 1857 году. Одновременно Николай Петров слушал лекции в Петербургской Инженерной академии.
Начало деятельности.
После окончания Академии в 1858 году Николай Петров работал на кафедре математики под руководством известного ученого, математика академика Российской Императорской, Туринской Римской и Американской академий наук Михаила Васильевича Остроградского (1801-1861), передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач.
Будучи вольнослушателем Технологического института, Николай Павлович Петров проявил блестящие способности в области прикладной механики, самостоятельно сконструировав несколько машин для Охтинского порохового завода в коллективе талантливого конструктора, ученого-технолога, профессора Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895), основоположника теории автоматического регулирования, почётного члена Петербургской Императорской академии наук, Министра финансов Российской Империи в 1888-1892 гг.
Лектор, глава кафедры, ученый и практик.
В 1865 году Николай Павлович Петров в чине штабс-капитана направлен был за границу для изучения прикладной механики. По возвращении из-за границы в 1866 году читал лекции в Петербургском технологическом институте, Инженерной академии и Николаевском инженерном училище. За многочисленные научные работы в 1867 году назначен адьюнкт-профессором практической механики Николаевской инженерной академии, выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 году избран профессором Технологического института, где читал лекции по теории и устройству паровых машин и паровозов. Проявил себя как крупный ученый в области железнодорожного транспорта. Николай Павлович стал автором большого числа научных работ по вопросам подвижного состава железных дорог, железнодорожного строительства и тяжелого машиностроения.
В это же время начинается научная деятельность Николая Павловича Петрова в области трения, износа и смазки. Николай Павлович являлся творцом гидродинамической теории трения при наличии смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разных масел и дал тем возможность более длительной эксплуатации машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию Петербургской Императорской академии наук.
В Главном обществе российских железных дорог.
В 1873 году Главное общество российских железных дорог пригласило его, стать членом Инженерного совета, т. е. в состав своих инженеров, разрешающих технологические вопросы, вызванные железнодорожной практикой, и с этого времени началась деятельность Николая Павловича Петрова как инженера практика.
В 1876 году Главное общество российских железных дорог командировало его на Всемирную выставку в Филадельфию в качестве эксперта или, как называли его там американцы, судьи.
В августе 1878 года Николай Павлович Петров получил чин генерал-майора, в августе 1888 года – чин генерал-лейтенанта.
В 1888-1892 гг. он – председатель Временного управления казенных железных дорог. При его руководстве протяженность казенных железных дорог возросла вдвое, в их состав вошло несколько крупных частных дорог: Рижско-Вяземская, Курско-Харьково-Азовская, Моршанско-Сызранская, Любаво-Роменская, а также было окончено строительство ряда казенных дорог. Так строился большой тоннель на Закавказкой железной дороге, началось строительство дороги в наиболее отдаленной окраине Российской Империи – Уссурийском крае. Под руководством Николая Павловича начались работы над проектированием Транссибирской магистрали.
Первые печатные работы.
В 1883 году в «Инженерном журнале» издается первая работа Николая Павловича Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел».
В 1886 году опубликована вторая работа – «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 году – третья книга — «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов».
В 1900 году в «Записках» Императорской академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Николая Павловича Петрова – «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.