Творческие биографии архитекторов
Планы архитектурных памятников стран западной Европы и США Нового времени
Элементы формообразования
Графическое изображение памятников с кратким описанием архитектурной части (площадь, размеры, D, R и т.д.): по выбору студента
Изготовление архитектурной карточки с кратким пояснением памятника (см. перечень памятников в разделе СРСП)
Тема 10 Архитектура мусульманских стран Арабского Востока (1 час)
План лекции
1. Ислам как тип культуры и его влияние на развитие архитектуры
2. Типы сооружений и принципы формообразования в мусульманской архитектуре
3. Мавританская архитектура
4. Архитектура Среднего Востока
5. Основные памятники и архитектурные ансамбли
Краткое содержание
Ближний и Средний Восток. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия – очаги древних художественных цивилизаций, непосредственные преемники и хранители достижений античной культуры. Наука, литература и искусство, созданные народами Ближнего и Среднего Востока, оказали воздействие на многие страны, в том числе на Западную Европу. Развитие средневековой художественной культуры в странах Ближнего Востока связано с арабской культурой. Ислам как тип культуры. Городская доминанта. Архитектурный стиль. Средневековые города Арабского Востока Дамаск – столица халифата (Сирия), Багдад (Ирак), Каир (Египет) были центрами утонченной художественной культуры, богато украшенными великолепными памятниками. С появлением и распространением ислама возникают новые типы сооружений: караван-сараи, ансамбли, а также бани (хамам), фонтаны (сабил), крытые рынки (базар). Унифицированные элементы архитектуры мечети: молитвенный зал, михраб как символ мусульманского единства, аркада. Минарет, символизирующий мусульманское единобожие, сравниваемое с указательным перстом. Типология минаретов. Типы мечети: «арабская» (гипостильный, колонный, дворцовый тип мечети) – мечеть Омейядов в Дамаске, Соборная мечеть в Кордове; «иранская» (или айванная) – Синяя мечеть в Тебризе; «турецкая» (или центрально-купольная) – Сулеймание и Ахмадие в Стамбуле. Архитектурная эпиграфика – арабская письменность, стилизованная в декоративный орнамент (почерки куфи, сульс). Сакральное значение цветовой символики. Мавританская архитектура (Мавританский стиль) – от латинского mauri, от греческого mauros – темный – средневековое искусство Магриба (Северной и Северно-западной Африки) и мусульманской Южной Испании, вошедших в состав халифата (VII-XIII вв.). Для Мавританского искусства характерно абсолютное доминирование архитектуры, эффектная зрелищность которой основана на строго организованной и тектонически совершенной декоративной системе; широко применялись разнообразные формы арок, сталактитовые купола, потолки артесонадо, навесы и карнизы на консолях, различные по фактуре и цвету материалы (изразцы, дерево, ганч, мрамор, витражи); ведущая роль орнамента. Мировую славу заслужила Большая мечеть в Кордове (785): в плане 180х130 м, 19 нефов, 600 колонн. Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра (от арабского аль-Хамра – «Красная») – образец синтеза пластических искусств, садово-паркового искусства, природных форм, внутренней гармонии и чувства меры. Архитектура Среднего Востока. Империя Тимура, расцвет архитектуры, изобразительного и прикладного искусства (XIV-XV вв.). Монументальное зодчество Самарканда: комплекс Шахи-Зинда, мечеть Биби-Ханым, усыпальница Тимуридов – Гур-Эмир, площадь Регистан с величественными медресе Улугбека, Шир-Дор, Тиля-Кари.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. – М., 1969 – Т. 8.
2. Всеобщая история искусств. – М., 1961. – Т. 2, кн. 2.
Дополнительная литература
1. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.
2. Каптерева Т.П. Искусство Испании. – М., 1988 (разделы: Столица Кордовского халифата; Гранада на рубеже веков).
3. Каптерева Т.П. Синтез искусств в мавританской архитектуре. Альгамбра // Художественные модели мироздания. – М., 1997. – Кн. 1. – С. 67-84.
4. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.
Контрольные задания для СРС (тема 10)
Планы архитектурных сооружений арабо-мусульманского Востока
Элементы формообразования
Искусство эпиграфики в мусульманской архитектуре. Дизайн орнаментики: восточный орнамент «арабеска»
Изготовление архитектурной карточки с кратким пояснением памятника (см. перечень памятников в разделе СРСП)