Результаты статистической сводки и группировки, могут представляться в виде графиков, представляющих собой наглядное отображение статистических показателей. Представление статистической информации в виде графиков так же относится к четвертому элементу статистической сводки и группировки. Графики обладают большей наглядностью по сравнению с таблицами, они позволяют выявлять важнейшие тенденции и закономерности изучаемого явления.
Графиком в статистике называют наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий и фигур (диаграмм) или географических картосхем (картограмм).
Геометрические знаки (точки, линии, фигуры) составляют основу любого графика, с их помощью изображаются статистические величины.
Пространственные ориентиры - элементы графика,определяющие размещение геометрических знаков на графике. Пространственные ориентиры задаются в виде координатных сеток. В статистических графиках обычно применяется система прямоугольных координат в двумерном или трехмерном изображении.
Масштабные ориентиры тесно связаны с пространственными и дают графическим изображениям количественную определенность. Масштабные ориентиры определяются шкалами графика. В этом случае масштаб выполняет роль условной меры перевода количественных величин в графические. В статистических графиках, как правило, применяются прямолинейные масштабные шкалы. В связи с этим на осях абсцисс и ординат в условных масштабах откладываются соответствующие единицы измерения.
Поле графика – место, где расположены геометрические знаки. Форма поля может быть в виде квадрата или прямоугольника.
График должен иметь заголовки и словесные пояснения. Название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать наименования масштабных шкал: название отложенных на них единиц измерения (преступность в абсолютных и относительных числах – в миллионах, тысячах, коэффициентах, процентах и т.д.) и другие необходимые пояснения.
В зависимости от целей графика, его количественной базы и применяемых геометрических знаков графики могут быть точечными (совокупность точек), линейными, столбиковыми, полосовыми, квадратными, круговыми и т.д. Иногда в юридических графиках используются рисунки отдельных предметов (пистолеты, автомашины) или силуэтов (например, полицейских) для обозначения соответствующей статистической картины. Такие графики называют фигурными.
Линейные графики (рис. 5) имеют самое широкое распространение в уголовно-правовой статистике для обозначения динамики преступности, выявленных правонарушителей, осужденных, заключенных, оправданных и т.д.
Рис. 5. Примеры линейных графиков.
Одно из преимуществ таких графиков – непрерывность изображения явления во времени (в динамике). Для построения этих графиков используется система прямоугольных координат. На оси абсцисс, как правило, откладываются годы, а на оси ординат - показатели уровня преступности или судимости. И на одной, и на другой оси соблюдается определенный масштаб.
Столбиковые диаграммы – это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Столбиковые диаграммы строятся в системе прямоугольных координат. Основания столбиков обычно берутся одинакового размера, размещенных на оси абсцисс, а высота столбика отражает значение показателя. Каждый столбик посвящается одному показателю, поэтому их столько, сколько показателей. Столбики могут располагаться между собой через какое-то равное расстояние или вплотную друг к другу. Кроме шкалы ординат, которая градуируется в соответствующем масштабе, значение показателя может отмечаться на самом столбике (рис. 6).
Рис. 6. Пример столбиковой диаграммы.
В полосовых диаграммах столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально. Поэтому их возможности практически те же, что и у столбиковых диаграмм, но они более наглядны при сопоставлении большого количества показателей (рис. 7).
Рис. 7. Пример полосовой диаграммы.
С точки зрения статистической наглядности график является информационно емким и показательным.
Полосовые диаграммы могут иметь не только многоуровневый, но и сопоставительный характер (рис. 8).
Рис. 8. Пример полосовой диаграммы для сопоставления данных.
Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств. Данные диаграммы строятся в виде круга, разделенного на отдельные сектора, каждый из которых характеризует какую-то часть целого явления и занимает площадь круга пропорционально удельному весу этой части, которая принимается за 100% (рис. 9).
Рис. 9. Структура уличной преступности в виде секторной диаграммы.
Иногда в системе круговых (секторных) диаграмм показываются не только изменения структуры явления во времени, но и изменения объема самого явления (рис. 10).
Рис. 10. Структура поступления налогов в бюджет России.
В ряде случаев есть необходимость представить одну из частей секторной диаграммы в виде самостоятельной секторной диаграммы с раскрытием ее собственной структуры.
Картограммы – это средства наглядного изображения фактических данных, которыми характеризуются отдельные районы, города, области и субъекты Федерации. Это может быть картограмма интенсивности преступности, где ее уровень в каждом регионе имеет свою окраску или штриховку.
Картограммы нередко сочетаются с фигурными диаграммами, когда те или иные преступления на той или иной территории обозначаются фигурами: убийство из огнестрельного оружия (пистолет), угон автомашины (автомашина) и т.д. Такие диаграммы именуются пиктограммами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание 1. Разработайте макет статистической таблицы на основе статистических данных, указанных в вариантах заданий. Для этого воспользуйтесь персональным компьютером и офисным приложением Word.
Вариант 1
За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них мужчинами в 2001 г. – 1365371, в 2002 г. – 1034387, в 2003 г. – 1030849; женщинами в 2001 г. – 278871, в 2002 г. – 223313, в 2003 г. – 205884; в возрасте 14-17 лет в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145577; в возрасте 18-29 лет в 2001 г. – 713313, в 2002 г. – 547291, в 2003 г. – 558959; в возрасте 30 лет и старше в 2001 г. – 758118, в 2002 г. – 570017, в 2003 г. – 532197.
Вариант 2
За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них мужчинами в 2004 г. – 1059245, в 2005 г. – 1118677, в 2006 г. – 1155933; женщинами в 2004 г. – 163259, в 2005 г. – 178446, в 2006 г. – 204927; в возрасте 14-17 лет в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; в возрасте 18-29 лет в 2004 г. – 549353, в 2005 г. – 588061, в 2006 г. – 619423; в возрасте 30 лет и старше в 2004 г. – 521261, в 2005 г. – 559081, в 2006 г. – 592842.
Вариант 3
За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них рабочими в 2001 г. – 426423, в 2002 г. – 335099, в 2003 г. – 321990; служащими в 2001 г. – 61252, в 2002 г. – 65083, в 2003 г. – 57223; работниками сельского хозяйства в 2001 г. – 24617, в 2002 г. – 13924, в 2003 г. – 12425; учащимися в 2001 г. – 94282, в 2002 г. – 77728, в 2003 г. – 81976; студентами в 2001 г. – 19072, в 2002 г. – 17659, в 2003 г. – 20253.
Вариант 4
За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них рабочими в 2004 г. – 258343, в 2005 г. – 261649, в 2006 г. – 276636; служащими в 2004 г. – 53478, в 2005 г. – 57681, в 2006 г. – 63534; работниками сельского хозяйства в 2004 г. – 11266, в 2005 г. – 9559, в 2006 г. – 8085; учащимися в 2004 г. – 85753, в 2005 г. – 87086, в 2006 г. – 90126; студентами в 2004 г. – 19384, в 2005 г. – 20793, в 2006 г. – 22968.
Вариант 5
За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них лицами без постоянного источника дохода в 2001 г. – 905889, в 2002 г. – 658476, в 2003 г. – 663747; безработными в 2001 г. – 85828, в 2002 г. – 63250, в 2003 г. – 65870; ранее совершавшими преступления в 2001 г. – 429421, в 2002 г. – 306747, в 2003 г. – 301998. Совершили преступления: в группе в 2001 г. – 456598, в 2002 г. – 317160, в 2003 г. – 312999; в том числе в организованной группе в 2001 г. – 16482, в 2002 г. – 11553, в 2003 г. – 10321.
Вариант 6
За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них лицами без постоянного источника дохода в 2004 г. – 718594, в 2005 г. – 781751, в 2006 г. – 811281; безработными в 2004 г. – 73118, в 2005 г. – 82039, в 2006 г. – 84143; ранее совершавшими преступления в 2004 г. – 316227, в 2005 г. – 373837, в 2006 г. – 392275. Совершили преступления: в группе в 2004 г. – 324822, в 2005 г. – 321294, в 2006 г. – 302947; в том числе в организованной группе в 2004 г. – 10893, в 2005 г. – 11199, в 2006 г. – 11715.
Вариант 7
За 2001-2003 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145599; их них мужчинами в 2001 г. – 158701, в 2002 г. – 129285, в 2003 г. – 134373; женщинами в 2001 г. – 14110, в 2002 г. – 11107, в 2003 г. – 11226; в возрасте 14-15 лет в 2001 г. – 51892, в 2002 г. – 40098, в 2003 г. – 43241; в возрасте 16-17 лет в 2001 г. – 120919, в 2002 г. – 100294, в 2003 г. – 102336.
Вариант 8
За 2004-2006 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; их них мужчинами в 2004 г. – 139909, в 2005 г. – 137122, в 2006 г. – 134719; женщинами в 2004 г. – 11981, в 2005 г. – 12859, в 2006 г. – 13876; в возрасте 14-15 лет в 2004 г. – 46004, в 2005 г. – 44559, в 2006 г. – 44124; в возрасте 16-17 лет в 2004 г. – 105886, в 2005 г. – 105422, в 2006 г. – 104471.
Вариант 9
За 2001-2003 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145599; их них рабочими в 2001 г. – 9148, в 2002 г. – 7238, в 2003 г. – 6800; служащими в 2001 г. – 233, в 2002 г. – 221, в 2003 г. – 165; работниками сельского хозяйства в 2001 г. – 640, в 2002 г. – 364, в 2003 г. – 377; учащимися в 2001 г. – 79457, в 2002 г. – 64458, в 2003 г. – 68236; студентами в 2001 г. – 5441, в 2002 г. – 4926, в 2003 г. – 5885.
Вариант 10
За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; их них рабочими в 2004 г. – 5981, в 2005 г. – 5196, в 2006 г. – 4332; служащими в 2004 г. – 132, в 2005 г. – 127, в 2006 г. – 117; работниками сельского хозяйства в 2004 г. – 293, в 2005 г. – 229, в 2006 г. – 131; учащимися в 2004 г. – 72590, в 2005 г. – 72948, в 2006 г. – 75260; студентами в 2004 г. – 6110, в 2005 г. – 6738, в 2006 г. – 7573.
Задание 2. Постройте столбиковую и секторную диаграммы на основании данных, указанных в вариантах заданий. Для этого воспользуйтесь персональным компьютером и офисным приложением Excel.
Вариант 1
Преступления в сфере экономики
Преступления против собственности | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Кража | |||
Мошенничество | |||
Присвоение или растрата |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.
Вариант 2
Преступления в сфере экономики
Преступления против собственности | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Грабеж | |||
Разбой | |||
Вымогательство |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.
Вариант 3
Преступления в сфере экономики
Преступления в сфере экономической деятельности | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Незаконное предпринимательство | |||
Контрабанда | |||
Фиктивное банкротство |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.
Вариант 4
Преступления против личности
Преступления против жизни и здоровья | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Убийство | |||
Причинение смерти по неосторожности | |||
Доведение до самоубийства |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.
Вариант 5
Преступления против личности
Преступления против жизни и здоровья | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Побои | |||
Истязание | |||
Оставление в опасности |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.
Вариант 6
Преступления против личности
Преступления против свободы | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Похищение человека | |||
Незаконное лишение свободы | |||
Торговля людьми |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.
Вариант 7
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Преступления против общественной безопасности | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Террористический акт | |||
Захват заложника | |||
бандитизм |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.
Вариант 8
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Преступления против общественной безопасности | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Массовые беспорядки | |||
Хулиганство | |||
Вандализм |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.
Вариант 9
Преступления против государственной власти
Преступления против основ конституционного строя | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Государственная измена | |||
Шпионаж | |||
Диверсия |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.
Вариант 10
Преступления против государственной власти
Преступления против основ конституционного строя | Выявлено преступлений | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Возбуждение ненависти и вражды | |||
Организация экстремистского сообщества | |||
Разглашение государственной тайны |
Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.
Задание на самостоятельную подготовку.
К следующему практическому занятию повторите материал по теме «Статистическая сводка и группировка», для закрепления и углубления полученных знаний воспользоваться предложенной литературой.
Литература:
основная:
1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.
дополнительная:
3. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
4. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др.; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.
5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
6. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.