Билет № 9
Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Развитие воображения у младших школьников.
Воображение - познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Виды воображения.
1. Непроизвольное или пассивноевоображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».
Сон - продукт здоровой психики.
Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Грезы- это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение.
2. Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное,воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно-конкретного человека, конкретной личности.
Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет.
Психологические механизмы воображения.
1. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. (стихи)
2. Агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет.
3. Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей.
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:
а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, Змей-Горыныч);
в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения.
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1)степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
Все представления строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может.
Развитие воображения у младших школьников.
Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.
Необходимо учитывать особенности воображения учащихся на примере сочинения. Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.
Билет № 15 (психология)