Курс Стоматологический факультет
Модуль 1. Основы педагогических знаний
Включает 6 семинаров (12 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет 2 часаВсего 16 часов.
Тема 1: Педагогика как наука.
Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.
Основные понятия темы:
1. педагогика; 2. медицинская педагогика; 3. воспитание; | 4. развитие; 5. формирование; 6. образование. |
Вопросы к семинару
1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.
2. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.
3. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.
4. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками.
5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.
6. Педагогические составляющие деятельности врача.
Вопросы для самостоятельного изученияк семинару
1. Методы педагогического исследования.
2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.
Темы рефератов
1. Древние мыслители о воспитании (Платон,Аристотель и др.).
2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.
3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.
4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.
5. Медицинская педагогика как наука.
6. Тенденции развития общего и профессионального образования в России
7. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.
*************************************************
Тема 2: Процесс развития личности
Цель занятия: понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.
Основные понятия темы:
1. индивид; 2. личность; 3. индивидуальность; | 4. саморазвитие; 5. самовоспитание. |
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.
2. Процесс развития личности.
3. Влияние среды на развитие личности.
4. Наследственность и развитие.
5. Влияние воспитания на развитие личности.
6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача-педиатра.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.
2. Структурная организация личности человека.
Темы рефератов
1. Движущие силы индивидуального развития человека.
2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.
3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.
Тема 3:Процесс обучения.
Цель занятия: понимание студентами основных составляющих процесса обучения.
Основные понятия темы:
1. дидактика; 2. педагогический процесс; 3. обучение; 4. преподавание; | 5. учение; 6. компоненты педагогического процесса. 7. дидактические принципы. |
Вопросы к семинару
1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.
2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.
4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.
5. Характеристика процесса усвоения знаний.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.
2. Понятие о принципах обучения. Соотношение дидактических правил и принципов обучения. Система дидактических принципов.
3. Основные закономерности процесса обучения.
Темы рефератов
1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.
2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.
****************************************************
Тема 4: Методы, формы и средства обучения и контроля
Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения и контроля, а также роли контроля в процессе обучения пациентов.
Основные понятия темы:
1. методы обучения; 2. формы обучения; 3. средства обучения; 4. контроль; | 5. фронтальный опрос; 6. уплотненный опрос; 7. индивидуальный опрос; |
Вопросы к семинару
1. Понятие о методах обучения в педагогике.
2. Лекция как метод устного изложения знаний.
3. Беседа как метод обучения.
4. Контроль – понятие, функции, принципы.
5. Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.
6. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.
7. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.
2. Средства обучения в работе преподавателя.
3. Работа с учебником – характеристика метода и возможности использования данного метода в работе врача-педиатра.
Темы рефератов
1. Формы организации обучения.
2. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя.
3. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).
4. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.
5. Педагогическое тестирование.
Тема 5: Воспитание как основа формированияи развития личности
Цель занятия: сформировать представление о сущности процесса воспитания.
Основные понятия темы:
1. воспитание в широком социальном смысле; 2. воспитание в узком социальном смысле; | 3. воспитание в широком педагогическом смысле; 4. воспитание в узком педагогическом смысле. |
Вопросы для самоподготовки
1. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
2. Структура воспитания как педагогического процесса.
3. Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудовог о, эстетического, гражданского.
4. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.
5. Принципы воспитания.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.
2. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
Темы рефератов
1. Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)
2. Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.
3. Основы воспитательной работы как процесса.
4. Гигиеническое воспитание населения.
*********************************************************